Биньямин Нетаньяху долго ждал случая, чтобы нанести удар по Шарону.
Фото Reuters
Биньямин Нетаньяху (Биби), главный соперник премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, заявил вчера о своих претензиях на лидерство в партии «Ликуд». Таким образом через три недели после начала реализации плана Шарона по размежеванию с палестинцами Нетаньяху признал, что пытается вернуться в кресло премьер-министра. Судя по опросам, он вполне может рассчитывать на успех на ближайших выборах.
7 августа Нетаньяху подал в отставку с поста министра финансов прямо на заседании правительства, которое проголосовало за запуск механизма эвакуации еврейских поселений из Газы. Нетаньяху, который на всех этапах голосования, хотя и с оговорками, поддерживал план Шарона, в итоге заявил, что «не может быть соучастником этого катастрофического решения» и положил заявление об уходе. При этом не было сомнения, что этот шаг связан со стратегической целью Биби – вернуться в кресло премьера.
Правительство Нетаньяху, находившееся у власти в 1996–1999 годах, пало вскоре после подписанного им соглашения с палестинской администрацией в Уай Плантейшн вследствие тактического объединения усилий правой и левой оппозиции. В мае 1999 года были проведены досрочные выборы, победу на которых одержал кандидат от партии «Авода» Эхуд Барак, а Нетаньяху объявил о своем уходе из политики. Каденция Барака, впрочем, оказалась сверхкороткой. Уже осенью 2000 года лидеры ООП развязали интифаду Аль-Акса. Признав провал своей политики, Барак ушел в отставку и объявил о назначении новых прямых выборов премьер-министра на февраль 2001 года.
Биньямину Нетаньяху опросы тех месяцев предсказывали убедительную победу. Однако он не спешил заполнить возникший политический вакуум. Биби был убежден, что коль скоро одновременно с выборами премьера не проводятся выборы нового кнессета, то премьер-министр не сможет работать с избранным в мае 1999 года парламентом. Соответственно следовало подождать неизбежного падения кабинета и скорых выборов, по итогам которых Нетаньяху имел бы все шансы сформировать стабильное правительство. Но эта оценка была ошибочной. Кандидатом от «Ликуда» стал Шарон. Он не только переиграл Барака с почти 27%-процентным перевесом, но и сформировал правительство национального единства, продержавшееся до начала 2003 года. Сам Биби лишь в конце первой каденции Шарона занял пост главы МИДа.
Выборы января 2003 года вторично привели Шарона к власти. Нетаньяху занял в новом коалиционном правительстве ключевой пост министра финансов с широчайшими полномочиями для проведения экономических реформ.
Убедившись, что Биби и его команда реформаторов, избавив страну от перспективы наиболее опасных экономических катаклизмов, одновременно прочно завязли в противоречиях финансово-экономической либерализации и их социальных последствий, Шарон почти без опасения удара с их стороны начал весной 2004 года проводить свою программу одностороннего отделения от палестинцев. Нетаньяху же предпочел продолжить набор очков на экономическом фронте и, временами фрондируя против программы Шарона, не выступил, подобно ряду других министров, определенно против нее. Как можно предположить, Биби решил дождаться, внешне соблюдая джентльменское соглашение с Шароном, пока последний запутается в противоречиях реализации своего плана и подставится под удар.
Такой момент, казалось, настал в феврале–марте 2005 года, когда коалиция оказалась на грани развала. Однако Шарон, блестяще маневрируя, сумел составить новую коалицию, провести соответствующие решения через кнессет и правительство и остаться у власти. Нетаньяху, выбирая между открытой политической борьбой с премьером с уменьшающимися шансами на победу и сохранением «правительства экономических реформ», в очередной раз предпочел последнее, надеясь на то, что ему представится новый случай переиграть Шарона.
По мере приближения даты начала операции по эвакуации еврейских поселений Газы в лагере Нетаньяху, однако, росло ощущение цейтнота. Шарон продолжал эффективно контролировать законодательную и исполнительную ветви власти и пользоваться фактически абсолютной поддержкой судебной системы и преимущественно левой израильской прессы.
Становилось понятно, что в этих условиях премьер-министр готов идти в реализации своего плана до конца, невзирая ни на дезорганизованную правую оппозицию, ни на стремительно углубляющийся раскол в обществе. Что касается Нетаньяху, все говорило о том, что дальнейшее пребывание в правительстве становилось контрпродуктивным для его политической карьеры.
Нетаньяху, проводя экономические реформы в условиях напряжения всех сил страны в борьбе с террором, сумел остановить экономический спад и развал госбюджета, обеспечить стабильный (4–4,5%) рост ВВП в условиях минимальной (0,7–1%) инфляции; обеспечить реализацию комплекса мер по либерализации рынка капитала, сокращению налогов и привлечению значительных инвестиций; провести приватизацию ряда ведущих компаний; добиться сокращения безработицы и роста общественного потребления.
Обратной стороной этих реформ стало сокращение госбюджета, снижение социальных выплат и пособий, растущее расслоение в доходах населения и, как следствие, – рост недовольства.
Что будет, если Биби выиграет?
Если Нетаньяху сумеет переиграть Шарона и оттеснит его от руководства партией, главным приоритетом его действий будет недопущение раскола движения или, если откол сторонников Шарона все же произойдет, сохранение политического брэнда – названия «Ликуд» – за своей группой. Он также может стать не только лидером «Ликуда», но и премьер-министром.
Это будет возможно, если Биби сумеет сохранить за партией максимальное число мандатов в ходе парламентских выборов, не допустив оттока избирателей в партии, находящиеся правее «Ликуда»: НДИ, «Национальное единство», «МАФДАЛ»; социальные движения типа ШАС или партию «Кедми», если она будет создана, а также в партии «умеренного центра» – «Шинуй» и «Аводу».
Для достижения этой цели Нетаньяху будет позиционировать себя как умеренно правый, а не праворадикальный лидер. Он будет обращаться не только (и даже не столько) к «оранжевым» противникам депортации евреев. Главное его послание будет к тем израильтянам, которые готовы на территориальные уступки в обмен на реальный выигрыш в сфере безопасности, а также политические, экономические и дипломатические дивиденды.
В этой связи Нетаньяху, если он победит, начнет свою деятельность с того, что объявит о приверженности идеям и принципам «Дорожной карты»; жестко критикуя концепцию и стиль воплощения шароновской программы одностороннего отделения, объявит ее итоги необратимыми, примерно в духе его оценок «соглашений Осло» в период пребывания на посту премьера в 1996–1999 годах; предложит сосредоточить усилия на минимизации негативных последствий уже принятых в рамках «одностороннего отделения» мер, обусловив дальнейшие шаги принципом «дашь-получишь»; вернется, официально или неофициально, к изначальному плану Шарона (сам Шарон, начиная с весны 2005 года, по большинству мнений, исполняет план Бейлина и Мицны). В этих рамках он предложит предпринять меры по интеграции крупных поселенческих блоков путем усиленного заполнения промежутков между ними и территорий внутри «зеленой черты» объектами жилищной, транспортной и производственной инфраструктуры; согласится на создание палестинского государства на большей части территории Иудеи, Самарии и сектора Газы; будет готов взвесить идею Киссинджера–Либермана об «одностороннем отделении от Ум-эль-Фахма», то есть передаче ПНА городов треугольника, населенных израильскими арабами-мусульманами.
═
Иерусалим