Десантирование пехоты – один из центральных элементов прошедших учений.
Фото Reuters
Вчера торжественным парадом-смотром закончились первые российско-китайские учения «Мирная миссия-2005». В нем приняли участие десантники из Псковской дивизии ВДВ и китайской дивизии «Красная армия», морская пехота, артиллеристы и ракетчики ПВО. В небе пролетели китайские и российские самолеты и вертолеты. Отличившимся воинам вручены медали и подарки. По словам замглавкома Сухопутных войск Владимира Молтенского, «Мирная миссия-2005» обошлась российской стороне в 5,5 млн. долл.
«Завершившиеся совместные российско-китайские учения подтвердили стратегический характер отношений между Россией и Китаем в области обороны и безопасности, которые выходят на новые качественные отношения», – заявил министр обороны Сергей Иванов. И добавил: «А Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) получает новое наполнение».
Широкий отклик прошедшие маневры получили в западных странах, где некоторые СМИ окрестили их «танцами медведя с драконом». При этом на фоне общей осторожности официальных кругов весьма резко звучит критика на неофициальном уровне как со стороны анонимных правительственных чиновников, так и экспертов. Они считают, что Москва и Пекин сделали серьезную заявку на укрепление своего влияния на мировой арене, прежде всего в пику Вашингтону, и вместе с тем попытались решить каждая свою задачу. Россия продемонстрировала Китаю военную технику, которую она может продать, а КНР постаралась подготовиться к будущему силовому воссоединению с Тайванем.
На этом фоне оценка, которую озвучил министр обороны США Дональд Рамсфелд – «ничего достойного внимания», – неубедительна, считает Фредерик Бобен из французской газеты «Монд». За показным спокойствием скрывается прежде всего желание не навредить предстоящей встрече Джорджа Буша и Ху Цзиньтао. В статье под заголовком «Пекин хочет втянуть Москву в свой крестовый поход против Тайваня» Бобен заявляет, что лишь очень наивный человек не понял смысла сигнала, посланного китайцами. Китайско-российские маневры «Мирная миссия-2005», имитирующие морскую блокаду прибрежной провинции Шаньдун с применением кораблей, боевых самолетов и танков-амфибий, до боли напоминают сценарий удушения Тайваня – единственную настоящую манию китайских стратегов.
Как сообщает Билл Герц из газеты «Вашингтон таймс», неофициально сразу несколько представителей администрации США назвали учения «антиамериканскими». По их мнению, «тот факт, что США не были приглашены в качестве наблюдателей, говорит об антиамериканском характере учений». «Представители американских военных и разведывательных кругов считают, что учения не только дают возможность Москве продемонстрировать свое оружие для продажи Китаю, но и подают политический сигнал для Соединенных Штатов». «Они хотят, чтобы мы сократили свои базы и присутствие в Азии», – заявил журналисту неназванный представитель администрации.
Выходящая в Гонконге «Саут Чайна Морнинг пост» считает, что прошедшие военные учения «окажут негативное влияние на стабильность в Восточной Азии». «Они способны, – пишет газета, – вызвать только одну реакцию со стороны США и их союзников Японии, Южной Кореи и Тайваня – военное наращивание в ответ на возросшую, по их пониманию, военную угрозу». В свою очередь, Ассошиэйтед Пресс заявляет: «Китай много тратит средств на сложные российские вооружения, чтобы подкрепить свои угрозы Тайваню. Даже в чисто военном плане это амбициозные устремления. Они также подчеркивают общий взгляд на желательность многополярного мира, в котором существует противовес американской мощи».
Как считает заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк, трактовка прошедших учений как акции, в какой-то степени направленной против влияния США в регионе, имеет под собой определенное основание. В частности, в том смысле, что никто в регионе не является для КНР такой сдерживающей силой как США. Поэтому демонстрация военной силы со стороны Китая, подкрепленная Россией, призвана убедить США, что Пекин способен проводить серьезные операции и заслуживает уважения со стороны Вашингтона. И большего внимания. Эти учения в большей степени отражают геополитические устремления Китая, полагает эксперт, чем региональные цели России. Об этом говорит и сам тип операции – высадка десанта. Нет ситуации в Дальневосточном регионе, где бы потребовалась подобная операция со стороны России. Что касается сдержанности Рамсфелда в оценке маневров, то это объясняется, по мнению Кременюка, нежеланием ставить обе страны на одну доску. Ведь Россия в этом регионе в отличие от Китая не может стать угрозой для США.
Оценка учений в зарубежной прессе
«Нью-Йорк таймс», США
В условиях борьбы за энергоносители и роста напряженности в Центрально-Азиатском регионе в целом для России и Китая установление доверительных политических отношений было бы важнее, чем военные учения. Эти учения фактически не имеют ничего общего с антитеррористической борьбой и даже с обеспечением безопасности. Это скорее демонстрация близости между двумя странами.
«Вашингтон пост», США
Китай хочет вовлечь Россию в запутанную игру с США и Тайванем. Китай демонстрирует мощь своего военного присутствия в регионе. Для России же это просто еще одна возможность для продажи оружия. Москва не будет впутываться в китайско-тайванские отношения и даже не станет делать вид, что впутывается. Министерство обороны РФ отказалось от предложения Пекина провести учения рядом с Тайванем.
«Гардиан», Великобритания
Россия и Китай стремятся продемонстрировать Вашингтону свою готовность сотрудничать в сфере безопасности, политики и экономики. Наряду с этим учения представляют и коммерческий интерес для России, которая является главным поставщиком оружия и боеприпасов в Китай.