Решение проблем, возникших при обсуждении новой Конституции, еще не означает, что Ирак станет страной с законопослушным обществом. Более того, новая иракская Конституция наоборот, грозит воцарением беззакония и расколом государства, даже если оно формально останется унитарным. Шииты и курды, занимающие доминирующие позиции в руководстве страны, уже сейчас закрывают глаза на произвол их протеже на местах, действия которых оказываются смертоноснее, чем акции террористов.
Вчера истек второй крайний срок сдачи проекта Конституции Национальной ассамблее. В случае, если депутаты не одобрят представленный им документ или откажутся дать Комитету по выработке Основного закона очередную отсрочку, ассамблея должна быть распущена, а правительство должно назначить новые парламентские выборы. Такое развитие событий мало кого устраивает: новое голосование – дорогостоящее мероприятие, требующее особых мер безопасности, а очередная отсрочка – свидетельство политического паралича. К счастью, есть и третий вариант. По словам официального представителя правительства Ирака Лейса Куббы, комитет может представить неполный текст документа, «оставив пару статей на потом». «Держать процесс из-за одной строки не имеет смысла», – подчеркнул он.
Между тем спорных строк не одна, а как минимум две, и обе имеют ключевое значение для будущего страны. Во-первых, это государственное устройство. Курды и часть шиитов выступают за федерацию, сунниты – против. По их мнению, федерализм – верный путь к расколу страны. Во-вторых, непросто обстоят дела с распределением запасов нефти. Тут снова обиженными остаются сунниты. Если контроль над ресурсами будет передан местным властям, доступ к черному золоту будет только у курдов (на севере) и шиитов (на юге). Если же контроль будет осуществляться из центра, встает вопрос, кому отвечать за распределение.
У суннитов есть и другие причины опасаться шиитско-курдской узурпации власти. Как пишет «Вашингтон пост», вооруженные формирования курдов и шиитов бесчинствуют по всей территории Ирака, действуя при этом от имени правительственных органов безопасности. Они занимаются рэкетом, похищениями людей за выкуп и обычными грабежами.
По данным организаторов некоммерческого международного проекта «Iraq Body Count», за все время военной операции в Ираке число жертв среди мирного населения составило от 25,5 тыс. до 26,7 тыс. человек. Из них 36% приходится на уголовные преступления, 37% на действия коалиции и лишь 9% на атаки сопротивления. Кстати, по последним данным Пентагона, США потеряли убитыми в Ираке 1860 солдат и офицеров. Несмотря на это, американское военное командование не исключает, что ему придется сохранять численность войск на уровне 100 тыс. еще не менее четырех лет.
Тем временем на политической арене снова возник Саддам Хусейн. В распространенном СМИ письме он заявил, что готов «принести себя в жертву за любимый, несчастный Ирак».