Сегодня Федеральный конституционный суд Германии может отклонить жалобу двух депутатов правящей коалиции на неправомерность проведения всеобщего голосования 18 сентября. Тем самым будет поставлена точка в трехмесячной спорной истории назначения досрочных выборов в бундестаг. Другого вердикта никто не ожидает. У канцлера Герхарда Шрёдера на этой неделе предстоят выступления в семи городах. А его соперница от ХДС/ХСС Ангела Меркель готовится к воскресному предвыборному съезду своей партии в Дортмунде.
Оппозиция наращивает наступление. Причем вместо черного, который издавна считается цветом правого лагеря, христианские демократы взяли на вооружение оранжевый, хотя и чуть светлее оттенком. В этот цвет выкрашены стены их главного предвыборного штаба «Арена 05» на втором этаже берлинского Аденауэрхауза. На демонстрационных экранах мелькают люди в оранжевых футболках. В таком же цвете выдержаны элементы предлагаемых пропагандистских материалов, форма сотрудниц «арены». Разумеется, и Ангела Меркель улыбается с плакатов в костюме цвета новой партийной моды. Генсек ХДС Фолькер Каудер говорит, что оранжевый утвержден как цвет партии уже давно, будучи «цветом оптимизма», и никоим образом не скопирован с киевского майдана.
Как бы там ни было, вопрос о власти ставится оппозицией в связи с выборами, как «судьбоносный». В разосланных кандидатом в канцлеры приглашениях на ХIX съезд ХДС, который состоится 28 августа в дортмундской Вестфаленхалле, говорится: «Красно-зеленое правительство ввергло Германию в глубокий кризис. Красно-зеленые ответственны за 5 млн. безработных, 40 тыс. ежегодных банкротств фирм, рекордные долги и гигантскую утрату людьми доверия к политике».
Блок ХДС/ХСС декларирует, что наилучшим образом готов взять на себя правительственную ответственность. В подтверждение на днях была представлена компетентная команда ближайших соратников «Анги», как называет своего лидера молодая поросль партии.
Свежей кадровой находкой и потому сенсацией стало включение в состав команды в качестве куратора финансовой части программы оппозиции и возможного будущего министра финансов Пауля Кирххофа. Помимо былого участия в Федеральном конституционном суде 62-летний профессор Гейдельбергского университета известен как эксперт в области налогового права. Но сразу же выяснилось, что профессор – довольно рискованный выбор. Окунувшись в политику, единственный беспартийный член команды стал тут же продвигать свою неординарную идею ликвидации всех 418 налоговых послаблений и введения единой, вроде как в России, налоговой ставки, но в 25%. Это расходится с положениями программы ХДС/ХСС, и Меркель пришлось срочно напоминать, что именно ее положения являются действующим ориентиром.
Остальные члены ее ближнего круга это три женщины, курирующие в команде вопросы сельского хозяйства, семьи, здравоохранения и образования, а также еще пятеро мужчин. В том числе два премьера земельных правительств и бывший лидер ХДС Вольфганг Шойбле, которому поручена внешнеполитическая сфера.
По данным опросов, хотя половина их участников стабильно высказывается за смену правительства, еще больше респондентов сомневаются, что наследникам красно-зеленых удастся решить социальные и экономические проблемы. В этой связи руководитель института ЭМНИД Клаус-Петер Шопнер отмечает, что 70% не видят разницы в том, какая из партий правит Германией.
Ныне, считает Шопнер, политическую сцену определяет «активность напоказ и присутствие в СМИ». Конкретный же исход выборов решается «неким внутренним ощущением избирателя, почти как случайный каприз истории». Каприз такого рода оставляет открытыми разные варианты. В том числе и успех Шрёдера, который в отличие от его партии СДПГ сохраняет высокую популярность. Он буквально сражается за выживание своих реформ и правительства, проводя в два раза больше предвыборных мероприятий, чем в 2002 году.
В субботу канцлер вместе с женой Дорис был принят в Кельне Папой Римским Бенедиктом ХIV, завершившим вчера четырехдневный визит на немецкую родину. О содержании аудиенции как Шрёдер, так и федеральное ведомство не сообщают. Несколько более разговорчивой оказалась Ангела Меркель. Она пришла на встречу вместе с мужем Йоахимом Зауэром в строгом темном костюме, но без положенной женщинам накидки на голову. То есть как политический лидер. По словам Меркель, она обсуждала с Понтификом будущее Германии и Европы, но умолчала, получила ли папское благословение на решающем рубеже своей карьеры.