Ливийский лидер Муамар Каддафи пригласил в Триполи президента США Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизу Райс. Пожелание встретиться с первыми лицами Вашингтона он передал через председателя сенатского комитета по внешним связям Ричарда Лугара, который в минувшие выходные находился в Ливии с визитом. Если такая встреча состоится, она поставит точку в более чем 30-летней истории напряженных отношений между США и Ливией. Режим Каддафи ни разу не принимал у себя представителей американской администрации столь высокого уровня.
Комментируя итоги своей поездки, Лугар отметил «существенное улучшение американо-ливийских отношений». Он сообщил, что идет активная работа над открытием американского посольства в Триполи. По его словам, это должно «снять с Ливии клеймо государства – спонсора терроризма».
В соответствующем черном списке Госдепартамента Ливия фигурирует с 1979 года, но американо-ливийские отношения не заладились за 10 лет до этого, сразу после прихода к власти Каддафи. Американского посла в Триполи нет с 1972 года. Тогда же, в 1970-х, США начали вводить против страны санкции. К 1986 году экономическое сотрудничество США и Ливии полностью приостановилось.
В полной изоляции Ливия оказалась в 1992 году, когда санкции против государства ввела и ООН. Это было наказание за то, что Триполи отказался выдавать двух сотрудников разведки, причастных к взрыву пассажирского самолета авиакомпании «Пан Американ» над Локерби в Шотландии. Тогда погибли 270 человек.
Ситуация резко изменилась в 2003 году, когда Каддафи решил выплатить родственникам жертв трагедии над Локерби денежные компенсации в несколько миллиардов долларов и согласился закрыть все программы производства ОМУ. В апреле 2004 года впервые за 15 лет Каддафи выбрался в Европу (Брюссель), где договорился с европейцами о снятии санкции ООН. В этом же году Вашингтон заявил, что подумает над снятием своих.
Смена имиджа ливийского лидера совпала с вторжением США в Ирак. На этом фоне действия ливийского лидера были восприняты многими наблюдателями как страх повторить судьбу Саддама Хусейна. Но есть и другие точки зрения. Иракский фактор в новой политике Триполи действительно прослеживается, но в ином контексте. В 2004 году, когда Вашингтон возобновил торговлю с Ливией практически в полном объеме и частичные закупки нефти, аналитики заговорили, что потепление отношений между странами напрямую связано с неудачами американцев в Ираке. По мнению ряда специалистов, курс на сближение призван продемонстрировать контраст с ситуацией на иракском фронте и подчеркнуть.
Кроме того, как показывает практика, силовая смена режима не решает нефтяной проблемы, и добрые отношения с Ливией, чьи запасы черного золота оцениваются примерно в 100 млрд. баррелей, могут оказаться более эффективными в деле удовлетворения энергетического голода.
Дружить с Ливией и ее нефтяными ресурсами активно стремятся и европейцы. В отличие от Буша и Райс в Ливии успели побывать премьер-министр Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Герхард Шрёдер, президент Франции Жак Ширак, глава правительства Италии Сильвио Берлускони и бывший испанский премьер Хосе Мария Аснар.