С этой недели борьба за власть в Германии вступила в горячую фазу. Главные соперники – федеральный канцлер Герхард Шрёдер и оспаривающая у него этот пост лидер христианско-демократической оппозиции Ангела Меркель – пустились в пятинедельный предвыборный марафон, который продлится до самого дня голосования 18 сентября. С понедельника Шрёдер выступил уже на митингах в Дрездене, Йене, Билефельде, Людвигсхафене. Меркель обратилась к избирателям на рыночных площадях Виттенберга, Хемница, Котбуса и того же Дрездена. Всего в программе канцлера около 100 речей и других мероприятий. Ангеле Меркель предстоят 50 выступлений по всей стране.
Выборы в бундестаг давно уже не были уравнением со столькими неизвестными. Партия Шрёдера находится почти в нокдауне. Сейчас СДПГ начала немного набирать очки. Однако на сей раз ее отставание от оппозиционного блока много больше, чем три года назад. Серьезная проблема для Шрёдера – мобилизация партии. Многие ее члены не уверены в правильности осуществляемой программы реформ. Еще труднее преодолеть связанные с ней разочарования избирателей. Обещания сократить безработицу не выполнены. В разгар избирательной кампании ею охвачено около 4,8 млн. человек, или 11,5% населения.
На этом фоне главным «козырем» социал-демократов остается прежде всего сам Герхард Шрёдер. Все опросы подтверждают, что он намного популярнее своей соперницы. Он был бы уверенно избран вновь, если глава правительства утверждался бы прямым всеобщим голосованием. Любопытно, что если личный рейтинг канцлера составляет 43%, а его партии только 29%, то у Меркель зеркально наоборот.
Труднейшая за всю его политическую карьеру ситуация побуждает Шрёдера больше раскрываться в личном плане, выглядеть «ближе к обычным бюргерам». На днях он поведал избирателям, что не имеет мобильного телефона, дома в Ганновере носит кожаные тапочки, иногда копается в саду и по мере возможности занимается русской приемной дочерью. «Мы очень счастливы, что имеем новую дочь, – рассказывал Шрёдер. – Она невероятно быстро вошла в семью, учится стремительно быстро. Счастье и заключается в цельной семье».
Как бы ни были ослаблены позиции СДПГ, Ангеле Меркель не просто противостоять Шрёдеру. Теледуэль с этим сильным полемистом 4 сентября будет для нее рискованным мероприятием. Но пока больше забот кандидату ХДС/ХСС на канцлерский пост доставляет подковерное соперничество в христианско-демократическом лагере. Оно грозит ослабить ее избирательную кампанию. Особую остроту в этой связи приобрела «проблема Эдмунда Штойбера». Баварский премьер и лидер ХСС все еще не может пережить свою неудачу при попытке стать канцлером на прошлых выборах. В избирательной кампании Штойбер переставляет на свой лад акценты в пропаганде, то концентрируя ее на Левой партии, хотя главной мишенью ХДС/ХСС является СДПГ, то обещая в случае победы сразу создать 500 тысяч рабочих мест и вынуждая осторожную Меркель отмежевываться от таких посул.
В серьезный политический скандал вылились оскорбительные выпады Штойбера в адрес восточных немцев. Одних из них он назвал «глупыми телятами». Других обвинил в своем поражении на выборах 2002 года и вызывающе заявил в связи с 18 сентября: «Я не приемлю, чтобы Восток определял, кому быть канцлером в Германии». Это вызвало общественное возмущение, а в окружении Меркель переполох. Ей пришлось назвать такие речи «неправильными». Ибо очевидно, что они способны лишь еще более умалить перспективы христианских демократов в новых федеральных землях, где пока лидирует Левая партия, а крайне непопулярный ХДС плетется на третьем месте после СДПГ.
Лидеры последней не упускают возможности использовать внутренние разборки в лагере главного соперника. На митинге в Ганновере Шрёдер назвал заявления Штойбера «верхом бестактности» и «идеологической закомплексованности», а Меркель обвинил в «слабости руководства», неприемлемой для канцлерского поста.
Более очевидно слабой стороной оппозиции выглядит, пожалуй, внешняя политика. В среду Ангела Меркель слетала в Варшаву, как бы уравняв ее с Парижем, где уже была с визитом. Но кандидат в канцлеры от ХДС/ХСС лишила себя возможности появиться и изложить свои внешнеполитические взгляды на главных сценах мировой политики. Официально из-за нехватки времени в предвыборной период она перепоручила поездки в Вашингтон, что уже сделано, и Москву, что, вероятно, предстоит, заместителю по бундестаговской фракции Вольфгангу Шойбле.
Шрёдер же решительно использует свой внешнеполитический авторитет. В предвыборных выступлениях этих дней он отверг возможность применения военной силы против Ирана, прозвучавшую в заявлении президента США Джорджа Буша. «Уберите военные варианты со стола, мы уже познали, что они ни к чему не годятся!» – заявил канцлер. Вопреки обычаям предвыборной конфронтации по всем линиям Ангеле Меркель пришлось согласиться с позицией канцлера, заявив о неприемлемости военного варианта в делах с Ираном.
Три года назад линия самостоятельной политики, выразившаяся в неприятии войны в Ираке, нашла широкую поддержку и помогла Шрёдеру выиграть выборы. Несомненно, что и на сей раз она может сыграть важную роль. Однако внутриполитическая ситуация сейчас намного сложнее для СДПГ. Так что удастся ли ее лидерам вновь выиграть выборы «за счет» популярной внешней политики – большой вопрос.
Конечно, борьба за избирателя идет не только между главными политическими силами. Председатель Федерального избиркома Йохан Хален обнародовал окончательный список партий, допущенных к участию в избирательной кампании. Их 34. В том числе такие, как праворадикальная республиканцев, марксистско-ленинская, партия серых, «партия труда, правового государства, защиты животных, содействия элитам и базисным демократическим инициативам» и другие полуэкзотические группки, которые уйдут в политическое небытие на следующий день после выборов.
Но новая Левая партия скорее всего в бундестаг попадет. Ей пока прочат 10–12% голосов. Появление такой фракции в бундестаге может перетасовать привычную партийно-политическую колоду. За Левой партией стоит протестный электорат, не согласный как с реформами красно-зеленой коалиции, так и взглядами консервативной оппозиции. Кстати, большинство немцев считает, что в случае победы ХДС/ХСС точно так же не справятся с безработицей, как и правительство Шрёдера. Но все еще имея преимущественные виды на победу, партия Ангелы Меркель отсчитывает на своем сайте дни, остающиеся до «смены власти».