Хотя Ирак избрал переходное правительство и добивается прогресса в подготовке Конституции, он сталкивается с изощренной и жестокой террористической угрозой и решает сложную задачу – преодолеть политическое, социальное и экономическое наследие правления Саддама Хусейна. Последние две недели я обсуждал с иракскими руководителями ряд идей о том, как вывести Ирак на правильную траекторию. Мы договорились о семи пунктах.
Первое. Ираку нужен «национальный договор», закрепленный в его Конституции. Одна из главных проблем, стоящих перед Ираком, – преодолеть утрату доверия между его общинами. Отчасти она лежит в основе мятежа. Разжигание ненависти имело ключевое значение для правления Саддама. Чтобы преодолеть это мрачное наследие, иракцам нужно строить мосты, а не сжигать их. Лица, совершившие преступления, должны быть наказаны, но ни одна община не должна быть вытеснена на обочину.
Этот процесс формирования национального согласия начинается с договоренности о новой Конституции, но не заканчивается на этом. Чтобы добиться успеха, Ираку необходимо построить подлинно национальные институты, которым смогут доверять все общины.
Второе. Иракское правительство и коалиция будут вместе стремиться изолировать и разгромить врагов Ирака. Это террористы во главе с Абу Мусабом аль-Заркауи и наиболее активные баасисты, стремящиеся втянуть в свои сети больше иракцев. Выбор этого пути был бы роковым решением для жителей центрального и западного Ирака. Затяжное насилие побудило бы самых талантливых людей отправиться за границу, лишило их детей возможности получить образование, осложнило реконструкцию и создало питательную среду для экстремизма.
Есть законная альтернатива: присоединиться к национальному договору, закрепленному в Конституции, защищающей права всех общин. США твердо настроены поддерживать иракцев, которые стремятся реализовать эту идею. Многие в центральном и западном Ираке хотят обрести свое место в новом Ираке и добиваются политической роли с большим риском для себя. Некоторые погибли ради этого.
Наша стратегия заключается в том, чтобы стремиться политическими средствами мобилизовать жителей центрального и западного Ирака на поддержку нового демократического порядка. В этом регионе мы примем тех, кто решит присоединиться к национальному договору и будет работать над обеспечением безопасности. В то же время США работают с иракским правительством над укреплением иракских сил безопасности. Их численность растет, они становятся более дееспособными. При содействии народа и при более мощных иракских силах иракское правительство и США будут использовать целенаправленную военную силу для захвата или ликвидации террористов.
Эта стратегия направлена на то, чтобы сначала привлечь на свою сторону народ, а затем изолировать и уничтожить противника. По мере ее реализации коалиция будет передавать контроль над конкретными районами иракским силам. После того как эта передача произойдет во многих районах, подразделения Многонациональных сил покинут Ирак.
Третье. США и иракское правительство стремятся побуждать региональных лидеров решать проблемы в новом духе сотрудничества и оказывать давление на тех, кто продолжает разжигать нестабильность. Террористы перемещаются в Ирак через Сирию. Там живут лидеры баасистских мятежников. Террористы и мятежники проходят подготовку в Сирии и финансируются через нее. Сирийские государственные СМИ транслируют антииракскую пропаганду. Сирийское правительство должно принять меры, чтобы остановить эту деятельность, иначе оно рискует подвергнуться новому давлению.
Иран действует в двух противоречивых направлениях. С одной стороны, Тегеран сотрудничает с новым Ираком. С другой – через его границы перемещаются люди и техника, используемые в актах насилия.
Четвертое. США будут работать с иракским правительством над укреплением потенциала иракских министерств. США поддерживают проекты восстановления инфраструктуры. Они также будут вместе с иракскими министерствами добиваться того, чтобы они были способны осуществлять и возглавлять эти проекты. В сотрудничестве с правительством Соединенные Штаты также частично децентрализуют восстановительные работы, совместно с провинциальными органами власти финансируя проекты, соответствующие местным приоритетам.
Пятое. Мы будем стремиться расширять экономические возможности. Недостаточное внимание уделялось развитию частного сектора. США будут работать с иракскими политическими и деловыми лидерами, чтобы сделать больше, в том числе расширить кредитование, увеличить использование иракских подрядчиков на восстановительных работах и противодействовать коррупции.
Шестое. США будут работать с иракским правительством, чтобы создать условия для успешных выборов – с полноценным участием всех общин. Мы уже видим позитивные признаки. США и иракское правительство разработают комплексный план обеспечения безопасности на выборах. Мы будем сотрудничать на многонациональной основе с ООН и другими друзьями Ирака, чтобы облегчить планирование и материально-техническое обеспечение выборов.
Седьмое. Я готов к широкому взаимодействию, чтобы помочь иракскому правительству добиться наших общих целей. Мы с руководителями Ирака договорились о новом стиле работы, при котором все наши усилия будут объединяться. Мы создали пять совместных спецгрупп, чтобы продвигаться вперед по ключевым вопросам включая мероприятия по реализации совместных планов обеспечения безопасности в целом, координации восстановительных работ, управления бюджетными потребностями, защиты инфраструктуры и решения вопросов о заключенных. В переходный период иракцам нужна помощь. США взяли на себя эту задачу. В то же время мы будем работать с другими странами.