Совет директоров МАГАТЭ не принял решения о передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН, ограничившись выговором в адрес Тегерана. МАГАТЭ предупредило Исламскую Республику, что, если не будут предприняты шаги по возобновлению диалога между Тегераном и европейской «тройкой» с целью урегулирования кризиса вокруг ядерного досье, последнее может быть передано на рассмотрение в СБ ООН.
Совещание руководителей агентства было созвано в экстренном порядке по инициативе европейской «тройки» (Великобритании, Германии и Франции) после того, как в понедельник Иран возобновил работы по производству ядерного топлива. Этот шаг Тегеран предпринял, оставшись недовольным предложениями европейцев по урегулированию кризиса вокруг иранского досье. «Тройка» обещала ряд экономических, политических и технологических преференций в обмен на четкие гарантии, что страна будет заниматься лишь мирным атомом. Окончательный вариант европейского плана был передан иранцам в минувшую пятницу, хотя крайний срок для этого истек 1 августа. Тем не менее Иран возобновил производство ядерного топлива, только когда стало ясно, что Европа не собирается признавать право Исламской Республики на самостоятельное обогащение урана.
«Тройка», а с ней и Вашингтон, который давно обвиняет Иран в стремлении создать атомную бомбу, потребовали от МАГАТЭ решить, следует ли передавать ядерное досье в СБ ООН с возможностью введения против страны экономических санкций. МИД Великобритании заявил, что «чрезвычайно встревожен» решением Ирана. По словам министра иностранных дел Германии Йошки Фишера, «ситуация может иметь крайне негативные последствия». Его французский коллега Филипп Дуст-Блази сказал, что «Тегеран провоцирует глубокий кризис». А официальный представитель Госдепартамента США Эдам Эрели отметил, что страна «отвернулась от конструктивной линии». Генсек ООН Кофи Аннан позвонил президенту Ирана Махмуду Ахмади Нежаду и попросил его «сохранять самообладание и вернуться за стол переговоров».
Возобновление работы ядерного объекта в Исфахане не является нарушением каких-либо соглашений. Производство было остановлено по инициативе самого Ирана как жест доброй воли в рамках переговорного процесса с европейцами. Мораторий на ядерную программу был введен Ираном в ноябре прошлого года, и с тех пор Исламская Республика постоянно напоминала о его временном характере. Предприятие в Исфахане начало функционировать только после того, как МАГАТЭ установило камеры наблюдения и иное мониторинговое оборудование. Правда, как отметил глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, работа была возобновлена до того, как инспекторы успели проверить оборудование.
Исфаханский завод отвечает лишь за промежуточный этап в цикле выработки ядерного топлива. Предприятие превращает урановую руду только в сырье для дальнейшего обогащения, которое должно производиться уже на другом ядерном объекте в Натанзе. Это предприятие пока остается закрытым, и иранская сторона обещает не начинать обогащение урана до окончания переговоров с европейской «тройкой».