Уже в ближайшие дни иранское «ядерное досье» может быть передано в Совет Безопасности ООН. Завтра Совет директоров МАГАТЭ обсудит этот вопрос в ходе внеочередного заседания. Встреча состоится по настоянию европейской «тройки» (Великобритания, Германия, Франция). Ее предложение по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Ирана Тегеран отверг в минувшую субботу. «Предложения «тройки» неприемлемы», – заявил официальный представитель иранского МИДа Хамид Реза Асефи.
Если Тегеран решится возобновить работу предприятия в Исфахане, отвечающего за предпоследний этап в цикле производства ядерного топлива, МАГАТЭ действительно может передать вопрос на рассмотрение в СБ ООН. А это чревато объявлением эмбарго на определенные статьи экспорта Исламской Республики, в том числе на нефть и нефтепродукты. Более того, как заявляют многие высокопоставленные лица в США и ЕС, если Тегеран окончательно сорвет переговорный процесс, сомнений в том, что страна стремится создать ядерное оружие, не останется.
По мнению дипломатов, Иран постарается не допустить передачу «ядерного досье» в Совет Безопасности или по крайней мере свести к минимуму список возможных санкций, рассчитывая на позицию России и Китая. Представитель Министерства иностранных дел Великобритании, которого цитирует газета «Санди таймс», полагает, что Москву «можно будет убедить поддержать решение о введении санкций против Ирана». Сама Москва не высказывалась по вопросу о санкциях в отношении Тегерана и не реагировала на отказ иранских властей от предложений «тройки». Если бы Россия поддержала эмбарго, ей пришлось бы свернуть деятельность на АЭС в Бушере, что, в свою очередь, сопряжено с существенными финансовыми потерями.
Китай, чья потребность в энергоносителях продолжает стремительно расти, получает от Ирана нефть и газ по нескольким крупным долгосрочным контрактам. Представитель посольства КНР в Тегеране подчеркнул, что Пекин «не может отказаться от иранских поставок, так как им невозможно найти альтернативу».
Иран начал угрожать возобновлением работ на предприятии в Исфахане еще в конце июля, чтобы оказать давление на европейскую «тройку». Правда, по истечении срока трех ультиматумов исфаханский завод так и не заработал. В минувшую пятницу упомянутый план «тройки» был передан Тегерану. В нем содержатся обещания о совместном строительстве новых АЭС, разработке масштабных проектов добычи и экспорта углеводородного сырья, гарантии безопасности и многое другое. Но нет главного – признания за Ираном права на самостоятельное производство ядерного топлива. От этого Исламская Республика не намерена отказываться ни при каких обстоятельствах.
Выступая с речью перед парламентом в ходе состоявшейся в субботу церемонии инаугурации, новый президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил, что его страна «уважает международные нормы, но никогда не поддастся диктату».