0
4206
Газета В мире Интернет-версия

04.08.2005 00:00:00

Хорватская «Буря» десять лет спустя

Тэги: сербия, хорватия, туджман, буря, война


«Это не должно повториться», – начертано на многих памятниках в европейских странах, установленных там, где в ходе Второй мировой войны совершались самые страшные преступления. Десять лет назад нечто подобное все же повторилось – 4 августа 1995 года власти Хорватии начали операцию под кодовым названием «Олуя» («Буря») с целью ликвидации самопровозглашенной Республики Сербская Краина. Ее результатом стал исход из Хорватии сотен тысяч сербов и цыган и гибель нескольких тысяч человек. В числе жертв те, кто не пожелал покинуть свои дома, а также те, кто не вынес лишений в колоннах беженцев или погиб в результате артообстрелов. В Хорватии успех операции вызвал общенациональную эйфорию, а ее главный архитектор – президент Франьо Туджман – стал национальным героем. Мало что изменилось в оценках тех событий и через десять лет. Нынешний хорватский президент Стьепан Месич считает, что это была «величественная победа», сопровождавшаяся «отдельными эксцессами»...

Название «Буря» было выбрано Туджманом не случайно и связано с цитатой из Священного Писания – «...посеявший ветер пожнет бурю».

Создание Республики Сербская Краина приходится на то время, когда президент Сербии Слободан Милошевич начал добиваться цели объединения сербов в границах одного государства. Он подобрал для Сербской Краины и лидеров. Ими стали Милан Бабич (бывший зубной врач), Милан Мартич (бывший милиционер) в западной части Краины и Горан Хаджич (бывший кладовщик) в восточной. Летом 1991 года командующим корпусом Югославской народной армии в краинской столице Книне (запад) был генерал Ратко Младич. И хотя официальной задачей армейских частей в то время было предотвращение вооруженных столкновений между сербами и хорватами, именно он при содействии Мартича приступил к планомерной военной «зачистке» Краины, т.е. к изгнанию хорватов. Тех, кто не хотел уходить, убивали. Это было время, когда сербы повсеместно наступали и легко добивались своих целей, т.к. власти Хорватии попросту не располагали собственной армией.

Провозглашенная в Белграде цель – превращение Краины сначала в независимое от Хорватии государство, а затем ее присоединение, вкупе с сербскими территориями в Боснии и Герцеговине, к Союзной Республике Югославии – так и не была осуществлена. За несколько лет своего существования Краина превратилась в мафиозно-контрабандный район, руководители которого занимались прежде всего собственным обогащением, время от времени оказывая помощь Милошевичу. Тот неоднократно вызывал краинские милицейские формирования для разгона оппозиционных митингов в Белграде.

Между тем хорватское руководство не теряло времени. При содействии советников – отставных американских офицеров и генералов из фирмы «Military professional resources Inc.» – была создана, вооружена и обучена хорватская армия.

«Спусковым крючком» к «Буре» послужили два события. Первым из них стал погром мусульман в Сребренице (Босния) в июле 1995 года. Вторым – отказ краинских лидеров принять международный план «З–4», предусматривавший мирную реинтеграцию Краины в состав хорватского государства. В этих обстоятельствах президент США Клинтон дал «добро» Загребу на проведение «Бури».

Среди сербов до сих пор ходят слухи о том, что молниеносный конец краинской республики объясняется тем, что Милошевич «продал» ее Туджману. Дело в том, что в соответствии с т.н. «планом Вэнса» 1991 года, Краина находилась под защитой ООН, а гарантом ее безопасности выступал Белград. Наконец, существовал и военный союз Краины с другим сербским образованием – Сербской Республикой в Боснии и Герцеговине. Между тем, когда 4 августа хорватские воинские и полицейские подразделения двинулись на Книн, никто – ни Ратко Младич, ни Радован Караджич, ни Слободан Милошевич – не пошевелили и пальцем, чтобы спасти Краину. Версию о «продаже» отвергают однако военные специалисты, указывающие, что к тому моменту хорваты уже имели превосходство в живой силе и технике, не говоря о дисциплине.

О «кризисе руководства» свидетельствуют и беженцы. По их рассказам, первыми бежали краинские лидеры. Не меньшее замешательство царило и в Белграде – в тот самый час, когда хорватские части вступали в Книн, по государственному сербскому телевидению передавалось цирковое представление, а затем Девятая симфония Бетховена, включая «Оду к радости». Президент Милошевич так и не удосужился выступить по поводу этих событий с обращением к нации. Власти Сербии не пустили беженцев в большие города, опасаясь вспышки волнений. Многие тогда осели в Косово, откуда через четыре года им снова придется бежать...

Теперь о тех, кто был причастен к событиям августа 1995 года. Не дождавшись обвинительного заключения Международного трибунала по бывшей Югославии, скончался Туджман. Ведутся процессы против Милошевича и Мартича. Осужден на длительное тюремное заключение Бабич, успевший дать показания против Милошевича. Скрываются от суда Горан Хаджич и хорватский генерал Анте Готовина, командовавший операцией «Буря». Из сотен тысяч краинских беженцев лишь малая часть вернулась домой.

 

Белград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2055
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1318
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
977
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1285

Другие новости