В Италии наконец-то утвержден пакет антитеррористических мер. Вслед за сенатом его утвердила Палата депутатов. Необходимость поднятия планки антитеррористических мер стала очевидной после лондонских терактов и появления предупреждений о том, что Италия рискует оказаться следующей целью. Учитывая, что итальянские войска продолжают оставаться в Ираке, этот риск был признан правоохранительными органами и спецслужбами весьма высоким. Именно поэтому после трагедии в Лондоне министр внутренних дел Джузеппе Пизану представил на рассмотрение правительства список мер, которые могли бы способствовать большей безопасности Италии. Но только на утрясание этого плана и нахождения консенсуса по нему внутри самого правительства потребовалось около двух недель.
Дело в том, что достаточно умеренный список средств, предложенных Пизану, среди которых не было столь эффектных мероприятий, как выход из Шенгенской зоны, не понравился представителям партии Лига севера. Эта партия, имеющая скандальную репутацию, входит в правительственную коалицию «Дом свобод» и является для него необходимым пилястром. Представители Лиги министр по делам реформ Роберто Кальдероли и министр юстиции Роберто Кастелли потребовали внести в пакет мер по безопасности ряд весьма эффектных, но бесполезных, с точки зрения главы МВД, мер: создание специальной полиции по терроризму, введение упрощенных процедур по высылке экстракоммунитариев, а также закрытие шенгенских границ. Ситуация была на грани скандала и подачи в отставку со стороны Пизану, который заявил, что в такой ситуации он вообще не может гарантировать никакой безопасности.
Премьер-министр Сильвио Берлускони предпочел в такой обстановке осторожно отсрочить принятие соответствующего решения, нежели одернуть министров-неспециалистов. Дело в том, что Берлускони хорошо помнит, как в 1994 году ему пришлось распустить кабинет из-за того, что Лига севера вышла из коалиции. В последнее время итальянскому премьеру и так пришлось несколько раз дистанцироваться от скандальной Лиги. Берлускони публично назвал неосуществимыми предложения министра труда Роберто Маррони выйти из зоны евро, а также раскритиковал демарш представителей Лиги в Европарламенте, освиставших там собственного президента Карло Адзелио Чампи. Вероятно, премьер решил больше не искушать судьбу, и, таким образом, конфликт интересов безопасности собственного блока и безопасности в масштабах страны был решен в пользу первого.
В итоге пакет мер по антитеррору оказался весьма скромным. Он представляет собой скорее набор необходимых технических средств, нежели новую антитеррористическую идеологию. Среди самых крутых мер – придание армейским частям функций полиции, наделение их при необходимости полномочиями на обыски и аресты, как это было в 1992 году, когда армейские подразделения были развернуты на борьбу с мафией. Среди других мер – немедленная высылка экстракоммунитариев, заподозренных в содействии террористическим группам, усиление уголовной ответственности за изготовление фальшивых документов и обладание ими, выдача видов на жительство нелегальным иммигрантам, выразившим намерение сотрудничать с правоохранительными органами по антитеррору и т.д. Выход Италии из Шенгена признан нецелесообразным.
Против антитеррористического закона проголосовал практически весь левоцентристский блок – а именно Партия коммунистического возрождения, «Итальянские коммунисты», зеленые, а депутаты от левых демократов в момент голосования вообще покинули зал заседаний, продемонстрировав всю степень политического противостояния в стране в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться весной будущего года.
Сильвио Берлускони решил продолжить «предвыборное наступление», обрушившись на своего основного соперника по предвыборной борьбе лидера левоцентристского блока «Союз» Романо Проди. Выступая в эфире радиостанции «Репубблика», Проди заявил, что в случае победы на парламентских выборов его блока, войска будут выведены из Ирака, где они играют роль оккупационных. Именно эта формулировка была выбрана Берлускони для обвинения Проди в неуважении к итальянским солдатам и их подвигам в Ираке и прочих непатриотичных грехах. Пресс-секретарь Проди тут же отреагировал, что его патрон не имел намерения оскорбить итальянских солдат, а хотел сказать, что нынешнее правительство направило их «в ошибочное время и в ошибочное место», подвергнув их жизнь опасности и не имея четкой программы. Полемика по этому поводу разрастается. И хотя официально избирательная кампания в Италии еще не стартовала, любая политическая искра раздувается в стране в пламя предвыборных атак.
Рим