Решение о возобновлении работ по производству ядерного топлива Иран принял окончательно, и оно не подлежит пересмотру. Об этом вчера официально заявил Высший совет национальной безопасности Ирана. Вчера истек срок ультиматума, предъявленного иранскими властями европейской тройке (Великобритания, Франция и Германия). Именно до понедельника эти страны должны были выступить с конкретным планом урегулирования кризиса вокруг иранского ядерного досье. Данный план, как сообщалось ранее, предполагает предоставление Исламской Республике Иран пакета экономических, политических и технологических преференций.
С тех пор как в ноябре 2004 года европейцы уговорили Иран на время заморозить свою ядерную программу, Тегеран постоянно напоминал о временном характере моратория. В свою очередь, европейцы предупреждали, что если диалог будет сорван, иранское досье направят в СБ ООН. А это уже чревато экономическими санкциями. Ядерная программа Тегерана, как утверждают США – главный оппонент Ирана, имеет военный характер.
Наблюдатели полагают, что подобная игра без каких-либо резких шагов может продолжиться как минимум до сентября, когда должна проясниться линия новой исполнительной власти Ирана.
Вчера представитель Исламской Республики Иран в МАГАТЭ официально известил агентство о решении возобновить работы конверсионного предприятия в Исфахане и потребовал от инспекторов снять пломбы с объекта. Тегеран подчеркивает, что речь идет о подготовительном этапе к проведению обогащения урана.
Наблюдатели полагают, что европейская тройка отложит свой план урегулирования до начала следующей недели, чтобы посмотреть на первые шаги нового президента Махмуда Ахмади Нежада, вступающего в должность 6 августа. Иранское агентство Мехр сообщило, что в субботу послы Германии, Франции и Великобритании в Тегеране обратились в ВСНБ с предложением назначить представление предложений на 7 августа 2005 года.
По данным газеты «Иран дейли», официальный Тегеран в целом удовлетворен предварительной версией европейского плана. В конце прошлой недели глава ВСНБ Хассан Рохани направил действующему президенту Мохаммаду Хатами отчет, в котором сообщил, что европейская тройка намерена выступить с планом, содержащим минимум требований к иранской стороне. При этом некоторые положения европейцев он назвал «вполне приемлемыми и удовлетворительными».
Несколько пунктов Рохани считает очень положительными. В одном из них европейцы обещают «полную поддержку ядерной программы Ирана», в том числе строительство АЭС при содействии западных специалистов, а также бесперебойное снабжение топливом на долгосрочной основе. В другом – содержатся гарантии обеспечения территориальной целостности и независимости, а также улучшения политических отношений и сотрудничества в обеспечении региональной и международной безопасности. Еще один существенный пункт – закрепление за Ираном роли главного поставщика газа и нефти в Европу.
По мнению старшего научного сотрудника сектора Ирана отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Людмилы Кулагиной, ядерная программа Ирана может нести одновременно гражданский и военный характер. «Нет ничего удивительного в том, что страна с самой мощной в регионе армией желает иметь в своем арсенале ядерное оружие. Оно будет призвано служить прежде всего как средство сдерживания, а не как средство для наступательных действий. Сейчас главная задача Тегерана – усиление экономической мощи. Это подразумевает и укрепление обороноспособности страны, но никак не активные военные действия», – считает Кулагина.