Каждый пятый мусульманин ощутил на себе проявления враждебности на улице или получил послания, проникнутые ненавистью.
Фото Reuters
Скотленд-Ярду пока не удается изловить четырех террористов, подложивших взрывные устройства в метро и автобус в Лондоне в минувший четверг. Хотя опасность новых терактов сохраняется, правительство решило ничего не менять в веками отлаженном расписании политических событий в Британии. Кончается июль, значит, парламент должен уйти на каникулы, а по окончании лета, как обычно, возьмет старт сезон ежегодных конференций лейбористов, тори, либерал-демократов и других партий.
Однако, прежде чем распустить депутатов в отпуска, премьер-министр решил встретиться с лидерами консерваторов и либерал-демократов, чтобы выработать межпартийный консенсус на тему о том, как одолеть напасть, внезапно, по мнению большинства граждан Соединенного Королевства, обрушившуюся на их страну. В совещании участвовали лидер тори Майкл Говард (который, правда, вскоре собирается на заслуженный отдых) и лидер либерал-демократов Чарльз Кеннеди.
Тони Блэр хотел заручиться поддержкой оппозиции по крайней мере по одному пункту. Полицейские начальники убеждены, что лимит в две недели, когда лица, подозреваемые в причастности к террористической деятельности, могут содержаться под арестом без предъявления обвинения, недостаточен. Стражи порядка хотят, чтобы этот срок был увеличен хотя бы до трех месяцев.
Еще один камень преткновения – могут ли записи телефонных переговоров подозреваемых или перехваты электронных сообщений, зафиксированные спецслужбами, представляться на рассмотрение судов. Тори полагают, что результаты «прослушки» должны приниматься во внимание судьями. Объединение главных офицеров полиции на сей счет своего мнения не высказало. Оно предлагает, чтобы на эту тему прошли общественные дебаты. Колебания полицейских вызваны не столько заботой о соблюдении норм правосудия, сколько боязнью, что оглашение перехватов в судах приведет к раскрытию имен тайных осведомителей. Результаты встречи найдут отражение в новом законодательстве о терроризме, которое правительство намерено представить в парламент.
Эти дебаты внутри политического класса, наверно, очень важны. Ведь британцы привыкли все делать по закону, значит, и новые меры по борьбе с «бомбистами» должны быть оформлены законодательно. С другой стороны, сами аналитики ведущих английских газет признают, что путем наделения полиции и спецслужб дополнительными полномочиями корни терроризма не подрубишь. Вот характерный штрих. Властям известны имена двух преступников, пытавшихся устроить взрывы в автобусе и метро в прошлый четверг. Один из них, Мухтар Саид-Ибрахим – выходец из Сомали. Его семья живет в Англии десять лет. Полиция допросила отца Мухтара, но подозреваемый по-прежнему в бегах. Второй беглец по имени Ясин Хасан Омар, тоже иммигрантского происхождения, успел попользоваться всеми благами, предоставляемыми государством безработным и другим категориям малообеспеченных граждан. Шесть лет назад муниципалитет дал ему бесплатно однокомнатную квартиру и взял на себя оплату расходов по ее содержанию.
Короче, страна, в которой «бомбисты» поселились, обращалась с ними крайне доброжелательно. По мнению лондонской «Таймс», молодые мусульмане превратились в приверженцев джихада в силу целого комплекса причин: во-первых, они оказались обитателями иммигрантского гетто в демократической стране; во-вторых, жили беднее коренных британцев и ощущали себя гражданами второго сорта. Вот почему они стали добычей радикальных религиозных проповедников, исповедующих идеологию «Аль-Каиды». Отсюда делается вывод: необходимо восстановить взаимопонимание с мусульманской общиной и добиваться ее интеграции в британское общество.
Задача достойная, кто спорит. Правительство и шеф Скотленд-Ярда уже провели несколько встреч с лидерами мусульманской общины. Но все эти богословы и политики и так уже интегрированы в систему госвласти. А горячие головы слушают не этих разумных и умеренных деятелей, а радикальных проповедников. Да и лояльные мусульмане ощущают себя как на линии огня. Как сказал лорд Ахмед, член верхней палаты парламента, многие мусульмане в северной Англии боятся, что, если поедут в метро, их постигнет участь бразильца, убитого полицией. Согласно опросу газеты «Гардиан», каждый пятый мусульманин ощутил на себе проявления враждебности на улице или получил послания, проникнутые ненавистью. И хотя руководители страны и даже оппозиции сейчас избегают упоминать о связи между терактами и войной в Ираке, мусульмане убеждены, что именно присоединение Лондона к вторжению в Ирак послужило причиной атак террористов.
Словом, британцы понимают, что решать проблему придется не один год. И коль скоро настали трудные времена, большинство населения предпочитает, чтобы правительство продолжал возглавлять Блэр, хоть он и вовлек страну в войну. Парадокс состоит в том, что после трагедии 7 июля рейтинг премьера вырос.