Герхард Шрёдер готов сразиться с Ангелой Меркель.
Фото Reuters
Первые внешнеполитические шаги
═
Только что она совершила визит в Париж. Президент Жак Ширак радушно принял Ангелу Меркель в Елисейском дворце. Беседа затянулась на полтора часа дольше предусмотренного протоколом времени. Посетительница сделала важное заявление о том, что независимо от исхода выборов франко-германские отношения сохранят «фундаментальное» значение. Речь шла о будущем Евроконституции, экономике и занятости, а также о ситуации на Балканах и отношениях с Россией.
Последнее особо интересовало Ширака. Ибо накануне визита немецкой гостьи в «Фигаро» появилась статья внешнеполитического представителя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фридберга Пфлюгера, считающегося ее близким советником. Из нее следовало, что в случае победы Меркель на выборах продолжения эксклюзивного сотрудничества в рамках «европейской тройки» Париж–Берлин–Москва не будет. Однако такие встречи заведомо не отвергаются.
В отношении Москвы в предвыборной «правительственной программе» ХДС/ХСС на 2005–2009 годы говорится: «Германия особенно заинтересована в стабильной и долгосрочной привязке России к евроатлантическим структурам и успеху трудной политической и экономической модернизации страны. Мы хотим хороших отношений с Россией, но не через головы наших соседей. Мы не должны также оставлять без внимания проблематичное внутриполитическое развитие России».
Это оставляет вопросы. Впрочем, они, вероятно, возникают и у Вашингтона, хотя считается, что Меркель – за проамериканский акцент внешней политики. Тем не менее она достаточно реалистична, чтобы не спешить накануне выборов в Белый дом, политика которого весьма непопулярна в Германии.
═
До прихода в политику
═
Ангела Меркель, пять лет возглавляющая крупнейшую германскую консервативную партию, лично знакома не только Жаку Шираку, Джорджу Бушу, Владимиру Путину, Тони Блэру и многим другим лидерам. Однако в качестве кандидата в канцлеры она предстает в совершенно новой роли, побуждающей заново присматриваться не только к ее взглядам, но и пути, карьере, характеру, облику, личной жизни.
Само по себе превращение никому не известной каких-нибудь 15 лет назад Ангелы Меркель в крупного государственного и политического деятеля объединенной Германии – во всех отношениях уникальное явление.
В девичестве Ангела Каснер, отметившая на днях очередной день рождения, появилась на свет в Гамбурге 17 июля 1954 года в семье евангелического пастора. Но буквально через несколько недель после этого семья переехала в ГДР, где Хорст Каснер получил приход в бранденбургском городке Темплин. Она прекрасно училась в школе и, в частности, настолько успешно овладела русским языком, что была послана на конкурсные соревнования в Москву. Окончив школу, поступила на физфак Лейпцигского университета. Студенткой вновь побывала в Москве и в этой поездке познакомилась со своим первым мужем, студентом того же факультета Ульрихом Меркелем. Они поженились в 1977 году, но брак быстро распался. «Однажды она собрала свои вещи и покинула нашу общую квартиру. Так она решила сама», – вспоминал бывший муж, от которого Ангела, однако, оставила фамилию.
Получив диплом с отличием, Ангела Меркель была принята на работу в Центральный институт физической химии Академии наук ГДР, где занималась квантовой физикой. В подготовке докторской диссертации ей помогал там сын кондитера, а ныне профессор Гумбольдтского университета в Берлине, читающий курс квантовой химии, 55-летний Йоахим Зауэр. Спустя 14 лет после знакомства Ангела Меркель вышла за него замуж около 7 лет тому назад.
Когда к Зауэру порой обращаются «герр Меркель», он недоволен, подчеркивая, что «я как личность не имею никакого отношения к политической деятельности Ангелы Меркель и поэтому не могу представлять общественного интереса». Помимо своей науки профессор любит оперу. Супруги Зауэр и Меркель каждый год посещают музыкальные фестивали в Байройте и Венеции. У Ангелы Меркель сложились хорошие отношения с двумя сыновьями Зауэра от первого брака. Иногда по воскресеньям они вырываются на дачу в Темплине, где Ангела сама готовит или работает в саду. Но если выпадает отпуск, то они предпочитают горные прогулки или лыжи в Швейцарии.
═
Первая женщина на немецком Олимпе
═
Перипетии политической судьбы Ангелы Меркель представляют собой, однако, большую загадку, чем ее личная жизнь. Ведь до 35 лет она не участвовала в политике, не была в отличие от многих замечена в ГДР в каком-либо диссидентстве или протестном движении. Лишь после падения Берлинской стены она присоединилась к «Демократическому прорыву», стала заместителем спикера последнего правительства ГДР во главе с Лотаром де Мезьером, а в 1990 году вступила в ХДС и после выборов в общегерманский бундестаг вошла в него депутатом.
До сих пор идут споры, как и почему ее заметил председатель ХДС и канцлер Гельмут Коль. Уже в январе 1991 года он взял ее в кабинет министром по делам женщин и молодежи. Для восточногерманской золушки это было как сказка. «Внезапно, – вспоминала она однажды, – я оказалась за столом со всеми теми людьми, которых всю жизнь видела по телевидению». Возглавляя затем Министерство экологии, она досидела за тем же столом до самого конца «эры Коля» в 1998 году.
Одновременно Ангела Меркель являлась в те годы одним из заместителей председателя ХДС. Лишившись власти и решив передать руководство партии своему «кронпринцу» Вольфгангу Шойбле, экс-канцлер не забыл о ней. По его рекомендации она стала генеральным секретарем ХДС. Когда же Шойбле, замешанному в финансовом скандале вокруг Коля, пришлось уйти в отставку, возглавила в 2000 году ХДС, а двумя годами позже и фракцию ХДС/ХСС в бундестаге.
Бывшая «девочка Коля» превратилась в крупного, самостоятельного, достаточно жесткого и, главное, устремленного к вершине власти политика и государственного деятеля Ангелу Меркель. Для многих ее соратников эти ее амбиции стали неожиданностью. В ее адрес раздавалось немало критики, на нее косились, как на «чуждый» элемент из бывшей ГДР.
Ангела Меркель отмежевалась от своего покровителя Коля, отодвинула на второй план и своего предшественника в руководстве партией Шойбле и ряд других влиятельных деятелей консервативного лагеря, пытавшихся соперничать в борьбе за влияние и власть. Правда, три года назад на прошлых выборах ей пришлось уступить пальму первенства баварскому премьеру Эдмунду Штойберу. Но ныне после серии внушительных успехов ХДС на земельных выборах уже никто в оппозиционном лагере не рискнул возражать против выдвижения Ангелы Меркель единым кандидатом ХДС/ХСС на пост канцлера.
Первенство и лидерство Ангелы Меркель в оппозиционном лагере бесспорно. Это не значит, что беспроблемно, учитывая, что неоднозначные группы христианских демократов расходятся в представлениях по поводу существенных направлений экономической, социальной, да и внешней политики. Видимо, поэтому ее «ближний круг» помощников и советников весьма узок. Причем известно, что тем, кто не соблюдает доверительности разговоров, грозит исключение из его состава. Разумеется, кроме как профессору Зауэру, непричастность которого к ее делам опровергается самой Ангелой Меркель: «Часто говорят, что мой муж не играет роли как политический советник. Но это утверждение совершенно не соответствует фактам!»