0
886
Газета В мире Интернет-версия

19.07.2005 00:00:00

Игра в молчанку

Тэги: ес, нато, сотрудничество, кипр, мальта, судан


Стратегическое партнерство по-турецки

 

Расширение Евросоюза в мае прошлого года сыграло злую шутку не только с Евроконституцией. Один из важных механизмов обеспечения стабильности в Европе и за ее пределами – диалог ЕС–НАТО – практически перестал функционировать. Сейчас, в период нестабильности в странах Центральной Азии, продолжающегося кризиса в Судане, острой необходимости в постконфликтном урегулировании в Ираке, партнеры не в состоянии сесть за общий стол и обсудить пути решения этих проблем. Камнем преткновения стало противостояние Турции – страны – члена НАТО и вошедших в состав ЕС в мае 2004 г. Мальты и Кипра.

Речь идет о консультациях ЕС–НАТО в рамках так называемых соглашений «Берлин+».

Они предусматривают механизм совместного обсуждения кризисных ситуаций. Так, в случае возникновения кризиса в мире, представители НАТО и ЕС должны собраться и решить, кто из них способен лучше отреагировать на ситуацию, и каким образом это сделать. ЕС при этом стратегическом сотрудничестве получает доступ к возможностям планирования НАТО и иным его активам. Одно из приложений к соглашению «Берлин+» гласит, что к стратегическому сотрудничеству НАТО и ЕС могут быть допущены лишь страны – члены этих объединений, а также страны – члены Евросоюза, не входящие в альянс, но участвующие в натовской программе «Партнерство ради мира» (ПРМ). Ни Кипр, ни Мальта не являются ни участницами ПРМ, ни членами Североатлантического блока. Таким образом, де-юре им не позволено участвовать в консультациях «Берлин+». Большинство стран – членов НАТО и ЕС готовы закрыть на это глаза. Но только не Турция. Между тем Евросоюз настаивает на том, что в дискуссиях по вопросам безопасности он будет участвовать лишь в полном составе.

«В понимании Турции определение «стратегический» относится ко всему, что обсуждают ЕС и НАТО, – пояснил в беседе с «НГ» западный дипломатический источник в Брюсселе. – Например, в прошлом году, когда мы попытались организовать семинар по контртерроризму между НАТО и ЕС – несекретный, всего лишь с участием экспертов, которые обменивались своими мнениями по проблеме, Турция воспротивилась этому мероприятию. Анкара заявила, что речь идет о стратегическом сотрудничестве, и Мальта и Кипр не могут участвовать в нем. ЕС же дал понять, что в его составе 25 членов включая Кипр и Мальту, и если все они не будут присутствовать, семинар вообще не состоится».

В мае прошлого года была надежда на то, что, когда ЕС установит конкретную дату начала переговоров о вступлении в него Турции, последняя станет более гибкой. В декабре 2004 г. Анкара получила долгожданную дату – октябрь 2005 г., но позиции по Кипру и Мальте не смягчила. Теперь дипломаты надеются на октябрь этого года, когда Анкара сядет за стол переговоров, где со стороны ЕС среди прочих будут и представители Мальты и Кипра.

Стоит отметить, что для Турции вопрос допуска Кипра к переговорам НАТО–ЕС – не столько внешне, сколько внутриполитический. Главное раздражение Анкары вызывает вовсе не Мальта, а Кипр, точнее, не признанная Турцией, но вступившая в ЕС его греческая часть. В Брюсселе понимают, что Анкара сейчас пытается отомстить греческим киприотам за провал объединения острова по плану генсека ООН Кофи Аннана. Турецкие киприоты, напомним, поддержали его.

Если переговоры о вступлении Турции в ЕС в октябре не увенчаются успехом, ситуация лишь усложнится. На данный момент единства мнений среди стран – членов ЕС по данному вопросу нет. Провал Евроконституции усугубил проблему, и все же Евросоюз продолжает подчеркивать, что намерен начать переговоры о присоединении, как запланировано. Переговоры эти грозят затянуться на долгие годы, и их исход не может предсказать никто. Могут ли помочь туркам вступить в ЕС американцы? Американские дипломаты дают понять, что особых надежд Анкаре на Вашингтон возлагать не стоит. «В ЕС прекрасно знают, что мы хотим принятия Турции. Но слишком настойчивое влияние США в данном вопросе может произвести отрицательный эффект», – поясняет дипломат.

Каким образом тогда можно починить механизм консультаций «Берлин+»? Кипр и Мальта теоретически могли бы присоединиться к программе «Партнерство ради мира». Но вступление в ПРМ рискует стать предметом серьезного политического противостояния с непредсказуемым исходом в обеих странах. Лучшим вариантом решения стало бы проявление большей гибкости по вопросам сотрудничества ЕС и НАТО со стороны Турции. Например, жесткие требования приложения по стратегическому партнерству можно было бы отнести лишь к формальным консультациям и опустить при неформальных (на уровне экспертов). Анкара, похоже, готова на такую уступку. Две недели назад неформальный обмен мнениями между ЕС и НАТО удалось организовать по Дарфуру.

 

Озабоченность Вашингтона

 

В настоящий момент в рамках соглашений «Берлин+» проводится только одна операция – в Боснии (Althea). Ей предшествовала еще одна – операция Concordia в Македонии. В Боснии проблемы с координацией ЕС и НАТО не возникает, поскольку ее обсуждение началось еще до майского расширения ЕС, и Кипр и Мальта к этим дискуссиям не привлекались и не привлекаются.

Сложнее обстоит дело с согласованием действий в Судане и в Ираке. ЕС уже направил в Дарфур своих специалистов по планированию, а НАТО вскоре должна заняться материально-техническими проблемами миротворцев Африканского союза в зоне этого кризиса. Добиться координации в Судане было непросто, отмечают близкие к переговорам источники. Ведь из-за нефункционирующего механизма консультаций все детали не удалось обсудить заранее.

Что касается Ирака, то координация усилий ЕС и НАТО осуществляется пока лишь на местах и неформально между институтами. Напомним, ЕС приступил к подготовке иракских полицейских, судей, прокуроров и сотрудников пенитенциарной системы в июле этого года. Североатлантический альянс готовит иракских офицеров начиная с прошлого года.

Ступор в механизме «Берлин+» вызывает серьезную обеспокоенность в Вашингтоне, который участвовал в его создании. Американцы принимают правовой аргумент Турции. В то же время Вашингтон настаивает на том, чтобы Анкара сузила свое определение понятия «стратегический». «Ведь есть масса тем, которые ЕС и НАТО должны быть в состоянии обсуждать», – поясняет дипломат. По его словам, до расширения Евросоюза НАТО и ЕС могли дискутировать по всему спектру проблем – Дарфур, цунами в ЮВА, ситуация на Украине или в Киргизии и Узбекистане, наконец, развитие в РФ. США желают возобновить подобные консультации.

В Вашингтоне подчеркивают, что выступают за сильный Европейский союз. США с удовлетворением отметили, что после провала Евроконституции ЕС не замкнулся на своих внутренних процессах и не перестал быть партнером США в урегулировании кризисов. Напротив, Евросоюз принялся развивать свою внешнюю политику активнее, чем прежде. Сейчас он рассматривает целый список новых миротворческих миссий в рамках своей политики по обороне и безопасности (ESDP). Для ЕС это один из способов продемонстрировать миру и самому себе, что он продолжает существовать несмотря ни на что, отмечают дипломаты.

 

Брюссель–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
765
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2515
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1701
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1318

Другие новости