Президент Джордж Буш, в свое время пообещавший изгнать из Белого дома чиновника, который раскрыл СМИ имя сотрудника ЦРУ, ныне впервые признал, что уголовное расследование дошло до Карла Роува, одного из его ближайших помощников. Однако президент не только не спешит выполнить свое обещание, но и просит журналистов «не опережать следствие» с определением виновности человека, известного как автор его победы на выборах 2004 года.
Карла Роува, ныне являющегося заместителем руководителя аппарата Белого дома, часто называют «королем Роувом» и даже «мозгом» президента. Однако сам Буш то хвалит Роува как «гениального парня», то иной раз честит вплоть до сравнения с «вонючим цветком». Столь большой разброс оценок имеет под собой почву – Роув заработал себе репутацию беззастенчивого, но в то же время весьма успешного политтехнолога. Именно ему, точнее, его способности широко использовать черный пиар в избирательных кампаниях, в значительной степени приписывают успех Буша на выборах 2000 и 2004 года.
Ныне корреспондент журнала «Тайм» Мэтью Купер признал на допросе у прокурора, что в своей статье, в которой было раскрыто имя сотрудника секретной службы ЦРУ Валери Плейм, он опирался на сведения, полученные от Роува. Журналист пошел на это признание под угрозой уголовного преследования. Его коллега, журналистка газеты «Нью-Йорк таймс» Джудит Миллер, писавшая на эту же тему, отказалась раскрыть источник и оказалась в тюрьме за «неуважение к суду».
Американские СМИ, проникшие в тайны следствия, которое ведет федеральный прокурор Патрик Фитцджеральд, не исключают, что Роув все же может избежать обвинения в нарушении закона о раскрытии личности разведчика. Оказывается, хорошо подкованный в правовых вопросах пиарщик, лишь «предостерег» журналиста о том, что готовящийся им материал может затронуть личность сотрудника ЦРУ, и не назвал конкретного имени. Остальное, возможно, вычислил или узнал другим способом журналист. Закон объявляет преступлением лишь предумышленное раскрытие имен секретных работников.
Судя по избранной тактике следствия, прокурор готовится выдвинуть в адрес представителей администрации обвинения в лжесвидетельстве. Дело в том, что за два года, что длится следствие, Фитцджеральд успел допросить значительное число официальных лиц, в том числе президента Буша и сотрудников Белого дома, и, как оказалось, кое-кто из опрошенных «пытался исказить факты», находясь под присягой. Не исключено, что именно на этой арбузной корке мог поскользнуться обычно крайне изворотливый советник президента. Ведь, как отмечают старожилы Вашингтона, американская Фемида чаще наказывает чиновников не столько за совершенные ими правонарушения, сколько за отказ их признать.
Что касается Буша, то он пока никак не отвечает на призывы уволить проштрафившегося помощника. Не принял он и предложение четырех сенаторов-демократов провести служебное расследование в Белом доме. Вместе с тем былой твердости в защите своего помощника президент уже не проявляет.
В минувший вторник Буш завершил заседание своего кабинета, ответив на вопрос журналистов о Роуве, сидевшем в это время за его спиной с отсутствующим выражением лица. Нельзя, сказал президент, спешить с суждениями на базе материалов СМИ в то время, как пока идет и еще не завершено следствие. Вместе с тем американские СМИ отметили, что Буш, может быть, впервые изменил своей привычке сопровождать свои ответы на подобные вопросы заверениями о своем «полном доверии» сотруднику, ставшему объектом критики или нападок. Президент пока оберегает «короля Роува», однако уже нельзя исключать, что в случае дальнейшего осложнения обстановки вокруг Белого дома он им пожертвует.