Призыв прошедшего в Астане саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) назначить сроки ухода США с военных баз в Узбекистане и Киргизии не вызвал позитивного отклика в Вашингтоне. Более того, своеобразной реакцией на этот и другие признаки «угрозы усиления роли России на постсоветском пространстве» стали шаги Конгресса по увеличению ассигнований на продвижение демократии в Центральной Азии и в России. На брифинге в Госдепе во вторник вечером журналисты задали официальному представителю Шону Маккормаку вопрос о требовании саммита назначить сроки ухода американцев с баз в Центральной Азии. Имеются в виду используемые ими для операций в Афганистане аэродромы в Узбекистане и Киргизии. Ответ Маккормака свелся к ссылке на то, что при обсуждении данного вопроса в Астане отсутствовала «заинтересованная сторона», – Афганистан. Подписи представителя Кабула в заявлении саммита нет.
Кроме того, по словам Маккормака, вопросы использования баз определены двусторонними соглашениями между США и властями Узбекистана и Киргизии. Показательно, что в эти дни Конгресс занимался вопросами «продвижения демократии и экономических реформ» на постсоветском пространстве. В частности, прошел рассмотрение в сенатском комитете по ассигнованиям и поступил на обсуждение Сената проект бюджета Госдепа, в котором предусматривается увеличение ассигнований на эти цели. При этом комитет увязал проявленную им щедрость с обеспокоенностью опасностью, которую якобы создала для стран региона «авторитарная Россия». В принятой комитетом резолюции говорится, что борьба с этой «угрозой» должна стать приоритетом для США. По сообщению РИА «Новости», общая сумма ассигнований на программы по поддержке демократии, экономических реформ и верховенства закона в странах бывшего СССР утверждена комитетом в размере 565 млн. долл.: 95 млн. – Украине, 70,5 млн. – Грузии, 35 млн. – Киргизии и 15 млн. – Белоруссии, 85 млн. долл. - России.
Насколько обоснованна жалоба представителя Госдепа на то, что Афганистан не был приглашен в Астану? На этот вопрос «НГ» попросила ответить директора Московского центра Карнеги Эндрю Качинса. По его словам, выглядит странно, что Афганистан не приглашали на заседания ШОС ни сейчас, ни в предшествовавшие годы. Эта страна является более важным региональным игроком, чем Монголия, участвующая во встречах в качестве наблюдателя. Правительства России и Узбекистана указывали на важную роль подготовленных на афганской территории террористов в нападении на тюрьму и мятеже в Андижане. «Почему бы тогда не прибегнуть к непосредственному взаимодействию с правительством Афганистана, если ШОС действительно всерьез обеспокоен проблемами терроризма в регионе», – заметил эксперт.
Что касается обсуждения будущего американских баз в Узбекистане и Киргизии, то оно должно, по мнению Качинса, вестись на двусторонней основе. В то же время американская администрация должна держать другие заинтересованные страны ШОС в курсе дела в том, что касается целей, которые она преследует, используя базы. Однако помимо Киргизии и Узбекистана вопрос ведения переговоров о будущем баз не входит в компетенцию других правительств и самого ШОС, подчеркнул специалист.
Все это, разумеется, не означает, что Узбекистан и Киргизия не имеют права потребовать от Вашингтона назначить конечную дату пребывания американцев на их территории. Для США было бы лицемерием отказаться выполнять такое требование в свете того, что они поддержали Тбилиси в вопросе о закрытии российских военных баз в Грузии. Но какой-либо информации, что оба правительства уже попросили Вашингтон назвать дату своего ухода, пока не поступало.