Прибывающий сегодня с визитом в Россию председатель КНР Ху Цзиньтао второй раз в течение одного года оказывается на российской земле – до этого он приезжал на торжества 60-й годовщины Победы. Интенсивность контактов – знак быстро развивающихся связей, что выигрышно выглядит в сравнении с наблюдавшимся пять лет назад застоем.
Состоятся переговоры главы китайского государства с президентом РФ Владимиром Путиным и ознакомительное посещение им Новосибирска. Тот факт, что оба лидера не упускают возможности для встреч, будь то взаимные визиты или беседы в кулуарах международных форумов, говорит о достигнутой высокой степени взаимопонимания и доверия. Стороны характеризуют свои отношения как «партнерство и стратегическое взаимодействие» или более кратко – стратегическое партнерство. Воплощением этой формулы в практике отношений являются созданная ими Шанхайская организация сотрудничества шести стран, первая из международных организаций выдвинувшая лозунг коллективной борьбы против терроризма, и тесные консультации по важнейшим международным проблемам, выявляющие, как правило, совпадение или близость позиций. В этом году Россия и Китай смогли окончательно закрыть пограничную проблему, что помогает упрочению взаимного доверия и позволяет сконцентрировать внимание на развитии взаимодействия.
Вместе с тем стратегическое партнерство с Китаем не подразумевает полностью беспроблемный характер отношений. Таковыми они, видимо, никогда не будут. Ныне Китай, стремительно наращивающий свою экономическую мощь, все более требовательно выступает на мировой арене, и его позиции иной раз входят в противоречие с позициями других наших партнеров. Это способно в отдельных случаях поставить в двусмысленное положение российскую дипломатию, вынужденную учитывать и другие мнения.
Нельзя сказать, что совершенно безоблачна и сфера двусторонних экономических связей. Хотя в прошлом году товарооборот вырос примерно на одну треть и превысил 21 млрд. долл., этот бурный рост идет не без перекосов. Миллиардами долларов исчисляется челночная торговля через границу, не учитываемая российской статистикой и не приносящая никаких таможенных сборов казне России. Согласно официальным данным, в прошлом году КНР посетили 1,79 млн. россиян, а в Россию съездили 810 тыс. китайцев. Но и в этой сфере статистический учет никак не отражает беспокоящее россиян явление – нелегальную миграцию жителей КНР в Россию.
На данный момент на первый план выходит противоречие в торговле: соседствующая с Россией «мировая фабрика» потребительских товаров ныне все меньше нуждается в импорте из России промышленной продукции и все больше – нефти и леса. Это отражает реальности китайской экономики – для дальнейшего развития она нуждается в растущих объемах энергоносителей и сырья.
Вызывающая тревогу Москвы аномалия в торговле признается Пекином. Власти обеих стран принимают меры к тому, чтобы расширить товарообмен и по возможности увеличить в нем долю сложной промышленной продукции обеих стран. Прилагаются усилия к увеличению инвестиций китайского бизнеса в России и российского в Китае. Этим целям служил, в частности, прошедший дважды – в Хабаровске и Санкт-Петербурге российско-китайский инвестиционный форум. Задачам развития китайско-российской торговли в значительной степени была посвящена недавняя торгово-промышленная ярмарка в китайском Харбине.
И все же без крупных долгосрочных договоренностей на межгосударственном уровне здесь не обойтись. Как считают некоторые российские эксперты, не стоит оставлять формулу «стратегическое партнерство» только дипломатам, она применима и к экономическим связям – в смысле учета долгосрочных интересов друг друга. Особенно в сферах, где госструктуры способны сыграть направляющую роль. Так, важным шагом навстречу Китаю, считают эксперты, стало решение России построить нефтепровод Тайшет–Сковородино в качестве первого этапа строительства «трубы» из Сибири на Дальний Восток. От Сковородино до китайской границы несколько десятков километров. А дальше – Дацин, центр китайской нефтехимии.
Россия могла бы и другим способом помочь удовлетворению острого энергетического голода в Китае. Наша страна как один из мировых поставщиков атомного энергооборудования могла бы, видимо, рассчитывать на долю китайского рынка. Подобные решения могут быть приняты и для некоторых других групп товаров с длительным производственным циклом, прежде всего промышленного и энергетического оборудования.
Главы двух государств могли бы способствовать углублению взаимовыгодных экономических связей, если бы расшифровали для подчиненных им государственных структур привычную формулу «стратегическое партнерство» применительно к торгово-экономической области. Ведь именно эта сфера в эпоху глобализации все более выходит на первый план в международных делах.