0
675
Газета В мире Интернет-версия

27.06.2005 00:00:00

Новый президент Ирана в Москву не приедет

Тэги: иран, выборы, нежад


Президентом Исламской Республики Иран стал ультраконсерватор мэр Тегерана Махмуд Ахмади Нежад. В ходе состоявшегося впервые в истории страны второго тура президентских выборов он одолел своего соперника консерватора-центриста Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Явка избирателей на прошедшем в минувшую пятницу голосовании оказалась лишь на 2% ниже, чем на первом туре, и составила 59,8%, однако его итоги стали куда более контрастными. В отличие от первого «забега», где разница между двумя ведущими кандидатами была лишь 400 тыс. голосов, причем в пользу Рафсанджани, в итоговой схватке Нежада поддержали на 7 млн. избирателей больше, чем его соперника.

Ключевую роль в победе Нежада, по мнению местных и иностранных наблюдателей, сыграло его происхождение. Самородок – выходец из бедной многодетной семьи, добившийся поста градоначальника столицы Ирана, он выступил с лозунгам социального равенства и справедливого перераспределения благ и вопреки всем прогнозам завоевал сердца малоимущих иранцев. Бакалавр по специальности «инженерия и благоустройство городов», отстаивающий исламские ценности, Ахмади Нежад оказался более близким и понятным для простого иранца, чем обладатель одного из высших чинов в шиитской религиозной иерархии ходжатольэслам вальмослеми Али Рафсанджани, призывающий к свободе и демократии. Известно, что на посту мэра Тегерана Нежад не только намеревался добиться раздельного использования лифтов мужчинами и женщинами, но и требовал поголовного ношения бород мужским населением столицы и осуждал попытки женской половины населения города «превратить уличные тротуары в подиум для показа мод». Теперь он получил для своей программы более широкую арену – весь Иран с его 68 млн. жителей.

Как и в ходе первого тура, рано утром, а потом, после некоторой паузы, поздно вечером перед участками для голосования в Тегеране и других иранских городах в минувшую пятницу выстроились длинные очереди избирателей, а на тротуарах вытянулись длинные ряды малолитражных мотоциклов. Это один из самых популярных видов транспорта в Иране. На них люди прибыли голосовать, как всегда, с детьми между сидящим впереди папой и с трудом помещающейся сзади мамой. И отдали свои голоса за отца троих детей Ахмади Нежада.

Победитель не скрывал своей радости. «Я, безусловно, горд тем, что избран президентом Ирана, – заявил он сразу после того, как были объявлены результаты голосования, – но еще больше я горжусь тем, что теперь я смогу работать во благо всего Ирана». Нежад призвал нацию к единству. «Сегодня мы должны забыть о разногласиях и превратить их в дружбу, мы один народ – одна семья, мы должны помогать друг другу строить великое общество», – подчеркнул новый иранский президент, обещая создать «современную, продвинутую исламскую модель» общества как пример для всего мира.

Высказывания Ахмади Нежада поддержал верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. В своем заявлении он сказал, что иранский народ проявил «решительное стремление отстоять национальную независимость и защитить высшие интересы исламской системы». Поздравляя нового главу исполнительной власти, аятолла также призвал «не демонстрировать разочарование или безумную радость, а вести себя достойно». Правда, кому были направлены эти слова, осталось не совсем понятно: особо эмоциональной реакции на итоги выборов не было ни у выигравшей, ни у проигравшей стороны. Наряду с этим Али Хаменеи выразил пожелание, чтобы занявший второе место в президентской гонке Рафсанджани продолжит участвовать в иранской политической жизни.

Сам Али Рафсанджани в опубликованном заявлении выразил недовольство тем, что его политическими противниками израсходованы на очернение его репутации миллионы долларов. Конкретно имена своих хулителей проигравший кандидат не назвал.

Инаугурация Ахмади Нежада намечена на август этого года.

Как заявил корреспонденту «НГ» временный поверенный в делах России в Иране Алексей Дедов, в результате избрания нового президента Ирана серьезных изменений в отношениях между Тегераном и Москвой ожидать не приходится. Тем более что президент Ирана – лишь высшее должностное лицо исполнительной власти, а главой государства по-прежнему остается духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи. «Сейчас связи России и Ирана развиваются не только в сфере политического взаимодействия, но и в области экономики, высоких технологий, образования и культуры», – считает Дедов. Объем торговли за прошлый год вырос на 43% по сравнению с 2003 года и превысил 2 млрд. долл. По его словам, «весь комплекс российско-иранских связей демонстрирует серьезную положительную динамику, и если ее удастся не только сохранить, но и приумножить, то будут созданы предпосылки к доведению наших отношений до уровня стратегического взаимодействия». «Кстати, у Ахмади Нежада сложились хорошие отношения с мэром Москвы Юрием Лужковым, и он даже собирался нанести в ближайшее время визит в российскую столицу, но в связи со сменой должности поездку пришлось отложить», – добавил Алексей Дедов.

Тегеран


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
374
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
408
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
163
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
236

Другие новости