Рафсанджани сумел прослыть реформатором.
Фото Reuters
Сегодня в Иране проводится второй тур президентских выборов, по результатам которого определится победитель: ультраконсерватор Махмуд Ахмади Нежад или оказавшийся в роли реформатора консерватор-центрист Али Акбар Хашеми Рафсанджани. В минувшую пятницу, когда проводился первый тур, на участки пришли более 60% избирателей.
Газеты предсказывают высокую явку и на сегодняшнем голосовании. В свою очередь, иранские аналитики подчеркивают, что на кону судьба всей нации. Рафсанджани идет под лозунгами «Демократия, свобода и уважение прав человека», Ахмади Нежад – «Равенство на основе исламских ценностей». Критики последнего опасаются, что ультраконсервативный кандидат сведет на нет все то, чего удалось достичь интеллигенции в сфере социальных отношений: свободный доступ к интернету, иностранным фильмам и музыке, и даже право женщин носить цветные платки. В подтверждение своих слов противники Ахмади Нежада указывают на то, что, будучи мэром Тегерана, он выступал с предложением поделить по половому признаку даже лифты в зданиях, как это имеет место в общественном транспорте. Бизнесмены же полагают, что Ахмади Нежад может повести политику, которая прекратит приток иностранных инвестиций в страну, и даже закрыть биржу, так как ее деятельность противоречит законам ислама.
Деловые круги и молодежь, как считают наблюдатели, если и примут участие во втором туре, то проголосуют за Рафсанджани. Со своей стороны, Ахмади Нежад отвергает все обвинения в фундаментализме и желании преобразовать Иран по модели Талибана; он апеллирует к социальному равенству и справедливому перераспределению благ. «Как может семья почитать своего главу, если он получает 150 долларов в месяц и не способен содержать своих домочадцев?» – заявил он на днях в одном из телевизионных выступлений. За такую позицию многие называют его «исламским Робин Гудом». Большинство малоимущих граждан готовы отдать свой голос за Ахмади Нежада.
Предвыборная кампания официально закончилась вчера в 9 утра, ровно за сутки до начала голосования. Однако по плакатам, развешенным, как белье, на протянутых между деревьями или столбами веревках, легко понять, где кого поддерживают. За кандидатов «болеют» улицами и кварталами.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что постеры Рафсанджани, как правило, цветные и на двух языках – на английском и фарси, в основном распространены в более зажиточных кварталах, тогда как изображение Ахмади Нежада черно-белое и только с надписями на фарси чаще встречается на улицах, где живут ремесленники, и на окраинах Тегерана и других городов. Так, например, при въезде в Исфахан – второй по величине город в Иране, кажется, что тут все готовы проголосовать за Ахмади Нежада. Однако в центре доминирует агитация Рафсанджани.
Тем временем на мобильные телефоны поступают сообщения с ругательствами в адрес обоих кандидатов. Все это лишний раз доказывает, что нынешнее голосование непредсказуемо.
═
Тегеран