0
647
Газета В мире Интернет-версия

20.06.2005 00:00:00

Бюллетень как пуля в тело врага

Тэги: выборы, иран, президент


Вчера утром Тегеран проснулся, как всегда, рано, будто и не засыпал. Шум бесконечного потока автомобилей и воды, спускающейся с гор по открытым каналам вдоль проезжей части, настолько громкий, что людям приходится перекрикивать друг друга. Тем не менее, даже не зная фарси, любой может услышать три хорошо узнаваемых слова: Рафсанджани, Ахмади Нежад и Кярруби. Это фамилии кандидатов в президенты, которые, согласно объявленным в субботу вечером результатам прошедших в пятницу выборов, заняли первые три места.

Лидеры гонки Рафсанджани и Ахмади Нежад продолжат борьбу в следующую пятницу, 24 июня. Второй тур президентских выборов в Исламской Республике проводится впервые, и борьба обещает быть жаркой. Разница между Рафсанджани и Ахмади Нежадом всего 400 тыс. голосов. Впрочем, отставание третьего кандидата Кярруби тоже невелико. От второго места его отделяет примерно 500 тыс. голосов.

На протяжении субботы иранцы пристально следили за подсчетом голосов, при этом, если в лидерстве фисташкового магната Рафсанджани никто не сомневался, то кто из других – Ахмади Нежад или Кярруби выйдет на второе место, было загадкой до последнего часа. Более того, в какой-то момент местные СМИ было объявили, что следом за Рафсанджани идет Кярруби, однако впоследствии выяснилось, что он на третьем месте.

В этой ситуации Кярруби вынужден был обратиться к духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи с протестом. По его мнению, в подсчет голосов кто-то вмешался. Это подтверждает и штаб другого кандидата-реформатора – Моина, занявшего пятую позицию, несмотря на то, что ряд прежде всего западных аналитиков предсказывали ему оглушительный успех. Официальный представитель партии Моина (Фронт участия исламского Ирана) заявил, что специальные добровольческие формирования «басидж» непосредственно вмешивались в подсчет голосов, нарушая права человека.

Следует отметить, что Кярруби действительно пользуется большой популярностью в Иране, при этом прежде всего среди молодежи. В отличие от остальных кандидатов и главного его соперника – Ахмади Нежада, чьи плакаты заполнили Тегеран, лишь имя Кярруби можно было увидеть нанесенным на стенах спреем. Что касается мэра столицы Ахмади Нежада, то его обильная агитация мистическим образом исчезла с улиц в ночь с субботы на воскресенье.

Как бы то ни было, главным достижением прошедшего первого тура президентских выборов, по всеобщему разумению, стала явка избирателей – более 70%. Аятолла Али Хаменеи выступил в субботу вечером с обращением к народу, поблагодарив его за проявленный энтузиазм. То, что в течение дня большинство участков пустовало, объясняется прежде всего жарой. А вечером, после того как солнце зашло за горизонт, у участков стало скапливаться огромное число людей с детьми разного возраста. В результате голосование продлили на 4 часа. По мнению местных аналитиков, большая явка стала ответом на заявления Запада о том, что голосование не будет демократическим и к участкам народ не потянется.

В Иране люди имеют право голосовать где угодно, вне зависимости от места жительства. Поэтому еще утром в пятницу к 15 самым популярным избирательным участкам иранской столицы – они расположены в мечетях города – начал стекаться народ, и людям приходилось отстаивать огромные очереди, чтобы проголосовать.

Увидев иностранцев с фотокамерами, голосующие сами подходили, чтобы поделиться мнением о происходящем. Кто говорил, что ему важны экономические реформы, кто-то – что социальные, другие подчеркивали важность внешней политики. «Я голосую за будущее моей страны, за то, чтобы она была сильной и процветающей и чтобы никто не смел вмешиваться в ее внутренние дела», – заявила студентка факультета менеджмента местного университета. Другой человек, стоявший рядом, добавил, что «каждый бюллетень, брошенный в урну, – это пуля в тело нашего врага. Пусть Америка посмотрит, что такое настоящая демократия».

Тем не менее существуют и другие мнения. Накануне выборов собеседник корреспондента «НГ» в самолете на Тегеран, обычный иранец, долгое время проживший в эмиграции в Канаде, заявил, что он и его семья голосовать не будут. «Когда кандидатов отбирает кто-то другой, а не я, это уже не мой выбор», – пояснил он.

Голосуют иранцы порознь – женщины отдельно, мужчины отдельно. Это традиция. Дело в том, что избирательные участки располагаются в мечетях, а там есть женская и мужская половина.

Победу во втором туре большинство аналитиков предрекают Рафсанджани. Из разговоров с иранцами понимаешь: многие хотели бы продолжения именно той политики, которую вел нынешний президент Хатами. Он в принципе реформатор, но, как известно, свернул большую часть реформ вследствие мощного давления консерваторов. Будучи умеренным консерватором, Рафсанджани будет скорее всего иметь больший успех, чем его оппонент, известный более консервативными взглядами.

 

Тегеран


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
336
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
374
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
139
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
214

Другие новости