– Норвегия отмечает столетие своего существования как самостоятельного государства. Какое значение придается этому юбилею в вашей стране?
– Норвегия стала самостоятельным государством, когда в 1905 году была расторгнута уния со Швецией. Сегодня, сто лет спустя, мы отмечаем это мирное разделение как рубеж на пути развития Норвегии и ее превращения в современное государство, каким она сейчас является. Мы отмечаем столетие независимости, чтобы посмотреть новыми глазами на историю нашей страны, наши ценности и наши возможности. Программа мероприятий широка и разнообразна. В ней найдет отражение столетняя история тесных связей с основными партнерами по сотрудничеству, в том числе с Россией. Эта программа покажет нам страну, активно отвечающую на глобальные вызовы современности.
– Историю поминают часто, однако в практической политике, к сожалению, ее уроки учитываются редко. Может ли «норвежский пример», по вашему мнению, содействовать разрешению конфликтов в современной международной ситуации?
– Сегодня мирное расторжение унии между Норвегией и Швецией является примером для подражания. Мы по-прежнему можем черпать вдохновение и извлекать уроки из проявленной тогда воли к миру и имевших место консультаций, переговоров и компромиссов. Мирное решение создало новое измерение, ставшее характерной чертой Норвегии в последовавшие годы. Роль Норвегии как посредника в мирных переговорах и при урегулировании конфликтов образует одну из главных составляющих программы мероприятий в связи со столетием.
В последние годы наша страна играет важную роль при подготовке целого ряда процессов мирного урегулирования и примирения, например на Ближнем Востоке, в Шри-Ланке и в Судане. Решающим фактором являются стремление и способность к работе в долгосрочной перспективе. А когда мирное соглашение достигнуто, требуется экономическая поддержка для построения демократии, институтов и инфраструктуры.
– В этом году осенью исполнится и сто лет со времени установления дипломатических отношений между Норвегией и Россией. Наш общий вклад как союзников в войне против гитлеровской Германии – это еще одна важная глава нашей общей истории. Как это повлияло на атмосферу двусторонних отношений?
– В качестве исходной точки исторического отсчета следует отметить, что в 1905 году Россия была первой страной, признавшей Норвегию в качестве самостоятельного государства, что в значительной степени послужило основой для очень хороших взаимоотношений между нашими странами в настоящее время. Наша совместная борьба против гитлеровской Германии была, возможно, самым значительным отдельным событием в наших двусторонних отношениях, в особенности освобождение Восточного Финнмарка советскими войсками осенью 1944 года. За эту помощь мы вечно будем благодарны российскому народу, она способствует укреплению связей между нашими народами.
– Как вы оцениваете отношения между нашими странами? Какое значение будет иметь визит премьер-министра Бунневика в Москву 19–21 июня?
– У нас очень хорошие отношения с Россией, основанные на открытом и постоянном диалоге, тесных экономических связях и признании взаимной зависимости по причине нашей общей границы на севере. Я сам дважды посетил Россию в этом году, и многие из моих коллег в правительстве также побывали здесь в последние месяцы. Визит премьер-министра будет существенным вкладом в дальнейшее укрепление связей между Норвегией и Россией, а также укрепит значение регулярных контактов между руководителями наших стран. Я надеюсь, что этот визит будет способствовать расширению сотрудничества между нашими странами, в особенности в энергетическом секторе.
– А что вы можете сказать о сотрудничестве между Осло и Москвой на международной арене?
– Норвегия, так же как и Россия, придает большое значение сотрудничеству в рамках ООН и стремится укреплять роль организации на международной арене. У нас в этой области хорошее сотрудничество. Что касается НАТО, то для нас важно подчеркнуть миротворческую направленность этой организации. Установлен хороший диалог с Россией в Совете Россия–НАТО, способствующий пониманию и взаимному уважению также и в тех случаях, когда страны-члены имеют различные мнения и взгляды.
– Как оценивают норвежское правительство и норвежская общественность программу мероприятий в России в связи со столетием самостоятельности Норвегии?
– Россия была первой страной, признавшей нашу независимость. Учитывая этот факт, а также добрососедские отношения между нашими странами в течение многих столетий и растущее сотрудничество во всех областях, мы считаем Россию нашим приоритетом, когда отмечаем столетнюю годовщину. В России пройдет множество мероприятий – выставок, концертов и семинаров. Норвегия и Россия сейчас тесно сотрудничают по вопросам ядерной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и другим важным вопросам. Мы продолжаем развитие отношений благодаря норвежско-российскому сотрудничеству и региональному сотрудничеству в регионе Баренцева моря. Сегодня между нашими странами на севере существуют самые тесные и добрососедские связи.
– Господин Петерсен, как вы смотрите на наши экономические связи, их потенциал? Есть ли в них трудности?
– Россия – очень важный торговый партнер для Норвегии, однако самое интересное заключается в огромном будущем потенциале этого сотрудничества. Здесь я в первую очередь имею в виду северные районы, где Норвегия и Россия имеют общую сухопутную и морскую границу. Этот регион, богатый природными ресурсами, находится в уязвимой климатической зоне, подвергающей население и промышленность суровым испытаниям. Норвегия хотела бы содействовать его развитию, в том числе в области разработки нефтегазовых ресурсов на основе опыта и технологии, приобретенных нами в ходе аналогичной работы, проделанной на шельфе вдоль нашего протяженного побережья. Эта работа обогатила нас специальными знаниями, которые мы хотели бы использовать в ходе более тесного сотрудничества в северных районах. В то же время такое развитие связано с вызовами для окружающей среды, что необходимо учитывать для обеспечения устойчивого развития региона.
Норвегия и Россия пока еще не пришли к согласию относительно разграничения континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Решение этого вопроса, несомненно, высвободит большой потенциал сотрудничества в спорных районах.
– Россия и Норвегия относятся к крупнейшим экспортерам нефти и газа в мире. В этой связи мы партнеры или конкуренты?
– Я убежден в том, что Россия и Норвегия являются партнерами также и в нефтегазовом секторе. Это частично связано с развитием на рынке, где существует большой и растущий спрос и нет признаков его ослабления в ближайшем будущем. Тем не менее еще более важно то, что у нас совпадающие интересы и дополняющие друг друга знания, что делает возможным наилучшее развитие Баренцева региона. Таким образом, мы надеемся на укрепление партнерства с Россией в будущем и верим в это.
– Не могли бы вы, господин министр, подробнее остановиться на нашем северном сотрудничестве?
– Между Норвегией и Россией существуют давние традиции нахождения мирных решений трансграничных вопросов и ответа на общие вызовы. Такие вопросы и вызовы имеются на севере, где наши страны имеют общую границу на суше и на море. Укрепление сотрудничества с Россией, как на двустороннем уровне, так и между региональными организациями, как, например, Баренцев совет и Арктический совет, остается главным средством норвежской политики в отношении северных регионов. Ее цель – создание политической стабильности и обеспечение устойчивого развития на севере.
Длительное сотрудничество между Норвегией и Россией создало контакты и взаимопонимание по обе стороны границы и привело к конкретным результатам для окружающей среды. Это сотрудничество породило также взаимные контакты в области ядерной безопасности и обращения с радиоактивными отходами, ставшие очень важным элементом норвежско-российских отношений.
– Обе наши страны не являются членами Евросоюза. Но затрагивается ли проблематика отношений с ним во взаимных контактах? Как вы смотрите на создание общих пространств, о чем недавно договорились Россия и ЕС?
– Норвегия имеет тесные и очень хорошие связи с ЕС, официально закрепленные в соглашении о Европейском экономическом сотрудничестве. Это соглашение в значительной степени устранило торговые барьеры между ЕС и Норвегией и является, с нашей точки зрения, положительной договоренностью для норвежской экономики. Мы также приветствуем все более тесное сотрудничество России и ЕС и надеемся на то, что стороны будут далее развивать взаимодействие в четырех общих пространствах. Норвегия заинтересована также в том, чтобы расширение ЕС не привело к новым разграничительным линиям в Европе, а способствовало более тесному сплочению Европы. С этой точки зрения тесное сотрудничество с ЕС как Норвегии, так и России может лишь принести пользу.
– Господин Петерсен, а как вы относитесь к идее безвизовой Европы? Собирается ли Норвегия прибегнуть к упрощению двустороннего визового режима с Россией?
– Норвегия выступает за такую Европу, в которой гражданам в наибольшей степени обеспечена возможность свободного передвижения. Это также важный шаг на пути к созданию более объединенной Европы на основе взаимного уважения и понимания. В связи с присоединением Норвегии к шенгенскому соглашению мы обязаны привести необходимое упрощение визового режима в соответствии с тем, что предпринимают другие участники этого соглашения. Поэтому мы с интересом следим за переговорами между Россией и ЕС по данному вопросу.