Сегодня в столицах Евросоюза, прежде всего в Берлине и Париже, с тревогой ожидают выступления в палате общин главы британского Форин офиса Джека Стро. Предполагается, что он может объявить об отказе своего правительства от проведения в Великобритании референдума после «вотума недоверия», выраженного Европейской Конституции французскими и голландскими избирателями. Это было бы явным афронтом позиции, сформулированной минувшим субботним вечером на срочной встрече и ужине в берлинской резиденции канцлера Герхарда Шредера с президентом Франции Жаком Шираком. Ведь эти два лидера призвали как раз к продолжению «конституционного процесса».
Линия участников «кризисной встречи» в Берлине, надеющихся реанимировать Евроконституцию, представляется многим европейским наблюдателям малоперспективной. Тем более что резкий всплеск ее неприятия населением регистрируется сейчас едва ли не во всех странах сообщества. В этой связи некоторые комментаторы горько иронизируют, что корабль тонет, но оркестр, как на «Титанике», продолжает играть.
Скорее всего опытные политики Шрёдер и Ширак ставят перед собой в первую очередь более прагматические задачи – решение своих внутриполитических проблем. Оба они потерпели серьезные внутриполитические поражения, их рейтинги достигли низшей точки, а канцлеру даже пришлось идти на рискованные досрочные выборы. На политический кризис сообщества накладывается угроза нового, которым чреваты обострившиеся раздоры по неотложной проблеме финансирования сообщества в 2007–2013 гг. Брюссельская евробюрократия требует увеличить отчисления в общий бюджет с 1% до 1,24% ВВП страны. Тому же Шрёдеру чрезвычайно важно избежать накануне выборов сколько-нибудь существенного увеличения немецких расходов на бюджет ЕС.
В субботу Ширак и Шрёдер обговаривали этот вопрос, а на следующей встрече 10 июня в Париже продолжат тему. В попытке согласования позиций накануне саммита очень важны будут переговоры канцлера 13 июня с британским премьером Тони Блэром. Дело в том, что в свое время Лондон выторговал для себя привилегию, позволяющую ему возвращать 2/3 своего взноса в еврокассу. Лондон не позволяет притрагиваться к этой договоренности, чего хотели бы Париж и Берлин и без чего почти невозможно обеспечить дальнейшее финансирование сообщества. В кризисных условиях франко-германская дипломатия полагает, что финансовый компромисс имел бы значение политической декларации, подтверждающей единство ЕС, «несмотря ни на что».
Очень вероятно, что, вопреки имеющемуся решению Евросоюза, Румынии и Болгарии «не видать» в нем членства в 2007 г. Вчера о невозможности принятия Турции заявил лидер соцфракции Европарламента Мартин Шульц. Наконец, в Германии раздался весьма весомый голос председателя Союза индустрии Юргена Тумана насчет того, что «граница приемлемости» дальнейшего расширения ЕС достигнута, и это касается не только Турции, но и таких желающих, как Молдавия и Украина.