Результаты и последствия двойного «нет» на прошедших референдумах по Европейской Конституции во Франции (29 мая) и в Нидерландах (1 июня) не означают, что ЕС будет парализован. Однако итоги народного волеизъявления свидетельствуют о том, что объединение 25 стран вступило в тяжелый кризис. Кроме всего прочего, франко-голландское «нет» является убедительным признаком того, что национальные элиты и широкие массы объединенной Европы не только идут не в ногу, но и мыслят фактически по-разному.
Ведущие политики в этих двух странах были абсолютно не готовы к такому явному проявлению недовольства и поляризации среди своих сограждан, которыми воспользовались разнонаправленные группы противников во время кампании перед референдумами. Это недовольство оказалось направлено как против непопулярных правительств, так и против прежде высоко ценимого Евросоюза.
Критика евроинтеграционного сотрудничества уже давно используется, как известно, в качестве банального приема внутриполитической борьбы. Именно президент Франции Жак Ширак на этом сделал свою карьеру в прошлом. В свое время с ультралиберальных позиций он обвинял социалистов в росте безработицы и развале национальной экономики вследствие расширения ЕС в начале 90-х гг., требуя сокращения вмешательства государства и дерегулирования народного хозяйства. А сейчас, когда Ширак и другие лидеры выступали в пользу Евроконституции, общественное сопротивление только возрастало.
Поиск своего места в мире, или так называемый «кризис идентичности» наблюдается в обеих странах. Но в наибольшей степени он проявился в Нидерландах, о чем свидетельствовали шокирующие убийства популярного политика Пима Фонтейна и кинорежиссера Тео Ван Гога. Многие голландцы, не только из правых кругов, смотрят теперь на новый «безбрежный котлован» Евросоюза как на уже вполне актуальную угрозу своей национальной самобытности. А французские католики, голлисты, консерваторы (не говоря уже об ультраправой братии, сторонниках Жан-Мари Ле Пена) сами испытывают и культивируют в общем-то резонные страхи и подозрения из-за утраты прежней уникальной исторической роли Франции в Европе, девальвации ее спецмиссии в мире, реальной опасности для общепризнанного статуса французского языка.
Подъем новых националистических настроений практически во всех 15 старых странах – членах ЕС питают серьезные опасения неконтролируемой миграции иностранцев, особенно мусульман, и ужесточения конкуренции на рынках труда и капиталов со стороны новобранцев ввиду драматичной разницы в факторах производства. Появление рядом чужаков, которые потребуют соответствующего уровня соцгарантий, закрытие и перенос своих фабрик и заводов в страны ЦВЕ и на Балканы – обескураживающие реалии сегодняшнего дня для «старой Европы». Перспектива вступления в ЕС также Румынии, Болгарии и, может быть, даже Турции через несколько лет только усилило здесь недоверие к Большому Брюсселю.
Нет ничего удивительного в том, что повседневные практические вопросы бытия явились, таким образом, решающими для широких масс при их голосовании по тексту Евроконституции. Немногие из принявших участие в голосовании могли, безусловно, представить всю полноту предполагаемых ею перемен и сдвигов. Несмотря на все громкие официальные речи о судьбоносности принятия Конституции, все последующие существенные решения в Евросоюзе, как и ранее, видимо, будут приняты и проведены аппаратно и кулуарно, без особых демократических процедур. Из девяти стран, уже утвердивших Основной закон ЕС, только в одной – Испании был проведен полноценный референдум. Для голландцев, например, референдум – новинка. Прежде они отдавали фактически на откуп своей нацэлите право принятия ключевых решений подобного рода, например, введение единой валюты – евро или вопрос расширения интеграционной зоны.
Многие, особенно во Франции, хотят представить сейчас результаты прошедшего еврореферендума – «Второй великой французской революции» – лишь как очередное рядовое наказание правоцентристского правительства. Немногие осмеливаются предположить, чем же это все может обернуться, реши французы повторить голосование, не получит ли поддержку большинства позиция сторонников «за»? Власти, кстати, поспешили заявить, что повторного голосования не будет после такого громкого «нет». В Нидерландах руководство ведущих партий пока не определилось по этому вопросу.
Многие считают, что в ЕС, как ни странно, еще не разработан некий запасной вариант – «план Б» в отношении стран – отказников Евроконституции. Но в брюссельской штаб-квартире Евросоюза полным ходом идет работа: обсуждение различных программ действий по выходу из нынешнего внутрисоюзного кризиса. В этой ситуации оставшиеся 14 государств, которым предстоит принять запланированное решение по этому вопросу, существенно зависят теперь от результатов этой командно-штабной игры.
Большие надежды в этом отношении возлагают на предстоящий саммит ЕС 15 июня в Брюсселе. Впрочем, какую спасительную роль он в состоянии сыграть?! Ведь только в следующем, 2006 году в Великобритании должно быть принято решение по Евроконституции, а до тех пор как ее собственная судьба, так и общая генеральная парадигма углубления интеграции в ЕС будут находиться в хронически подвешенном состоянии.