В среду вечером голландские противники принятия Конституции Европейского союза праздновали победу. Хотя предварительные результаты прошедшего в Нидерландах референдума стали известны лишь к ночи, опросы и ход голосования ясно показывали, что граждане этой страны отклонят документ. Это произошло, несмотря на развернутую правительством активную кампанию по убеждению населения в том, что Конституция выгодна как для всей Европы, так и для Нидерландов. Голландские министры, включая премьера Яна Петера Балкененде, ходили по улицам и призывали голосовать «за». Сам премьер даже пытался сыграть на национальной гордости – «французы нам не указ».
Однако все усилия сторонников Конституции спасти положение оказались напрасными. И дело вовсе не в том, что жители Нидерландов опасаются за политику в отношении легких наркотиков или законодательство об эвтаназии. Это может быть актуально лишь для небольшой части населения. К тому же в Конституции Евросоюза есть положения, позволяющие оградить национальное законодательство от вмешательства извне.
Большая часть выдвинутых проголосовавшими «нет» претензий никак не связана с Конституцией. Голландский обыватель слишком рассержен ростом цен после введения евро, удручен проблемами в экономике, напуган перспективой массового наплыва рабочей силы из новых членов ЕС, потерей чувства личной безопасности из-за роста преступности и угрозы терроризма.
Противники Конституции сумели внушить голландцам, что все эти проблемы вызваны глобализацией и интеграцией, а с принятием общеевропейской Конституции еще больше обострятся. Для правительства и правящих партий такая постановка вопроса тоже оказалась выгодной, так как практически снимала с них ответственность за все негативные тенденции в экономике и обществе. Никто из представителей власти не осмелился признать, что проблемы страны связаны прежде всего с политикой ее руководства, а не с кознями Брюсселя и других внешних сил.
Примечательно, что среди сторонников Конституции ЕС не только три правящие партии – Христианско-демократический призыв, праволиберальная Народная партия за свободу и демократию и леволиберальная Демократы-66, но и крупнейшая оппозиционная сила – Партия труда, придерживающаяся социал-демократических позиций, и даже «Зеленые левые» – партия, созданная в конце прошлого века бывшими коммунистами, пацифистами, защитниками окружающей среды и другими левыми группами.
Среди противников – относительно немногочисленные социалисты, ультраправый Список Пима Фортейна и мелкие христианские партии, недовольные, в частности, отсутствием в Конституции ЕС ссылки на христианские и иудаистские традиции Европы.
Противники Конституции считают, что она приведет к превращению Нидерландов в слабую провинцию в европейском супергосударстве. Широко использовался тезис о том, что принятие в ЕС новых стран еще значительнее уменьшит вес Нидерландов. В этой связи особенно пугали перспективой вступления в ЕС Турции. Высказывая опасения по поводу милитаризации Европы, противники Конституции ЕС прежде всего выступают против создания европейской армии. По их мнению, это неизбежно повлечет за собой рост военных расходов. Кроме того, они также против положения Конституции, в котором говорится, что ЕС может проводить операции за пределами Европы.
Что касается ситуации собственно в Нидерландах, говорилось, что за принятием Конституции ЕС последует принудительное распространение рыночных отношений на здравоохранение, образование и социальное обеспечение, что приведет к их удорожанию, будет ухудшаться состояние окружающей среды, налогоплательщики будут вынуждены оплачивать дорогостоящую европейскую армию и растущую брюссельскую бюрократию, Европа станет менее демократичной, деградирует значение Конституции Нидерландов.
Следует подчеркнуть, что если результаты референдума по вопросу Конституции ЕС во Франции обязательны к исполнению, то в Нидерландах референдум носит консультативный характер и в принципе парламентарии могут в данном случае игнорировать волю избирателей. Однако большая часть крупных партий, как входящих в правящую коалицию, так и оппозиционных, заявили о своей готовности отклонить Конституцию ЕС.
Премьер Балкененде заявил, что результат референдума не будет иметь политических последствий в том смысле, что ни он сам, ни кто-либо из его министров в отставку не собираются.
Отклонение Конституции между тем приведет лишь к небольшой паузе, которая будет использована в ЕС для корректировки дальнейшего движения вперед, возможно, пересмотра ряда положений Основного закона ЕС. Не исключено, что многое из того, что в ней записано, будет оформлено отдельными договорами.
«Никакой катастрофы не произошло, – сказал в беседе со мной бывший президент Европейского Центробанка Вим Дуйзенберг, рекомендовавший, в частности, не беспокоиться за курс евро. – ЕС будет по-прежнему функционировать на основе существующих договоров, процесс интеграции продолжится. Просто сначала будет период «зализывания ран», а затем – снова начнутся переговоры. Все развитие Европы с 1948 года происходило именно так: три шага вперед, два шага назад. В конечном счете мы движемся вперед».
Гаага