Популярная у жителей Пекина газета «Хуася шибао» произвела сенсацию, сообщив вчера о готовящейся отправке китайских войск в Киргизию. Не считая корейской войны, это стало бы первым случаем выхода армии КНР за пределы национальных границ. Со ссылкой на официального представителя МИД КНР Лю Цзяньчао газета «Хуася шибао» написала, что китайские власти изучают просьбу и.о. президента Киргизии Курманбека Бакиева разместить в его стране войска Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) во главе с Россией и войска Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в том числе Китая. По словам Лю, Китай не имел опыта создания военных баз за рубежом, а потому должен серьезно рассмотреть этот вопрос. По его мнению, в целом «размещение вооруженных сил в южных районах Киргизии может оказаться полезным для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».
В отделе печати китайского МИДа «НГ» подтвердили, что упомянутый Лю Цзяньчао действительно является одним из официальных представителей внешнеполитического ведомства. Однако там отказались разъяснить сообщение «Хуася шибао». В посольстве РФ в Пекине нам заявили, что не располагают сведениями о какой-либо посылке китайских войск в Киргизию и не исключают, что публикация на эту тему может принадлежать к числу «дутых сенсаций». В последнее время таковых немало в китайских СМИ, отметил наш собеседник. Буквально на днях Министерство водного хозяйства КНР было вынуждено опровергнуть одну такую сенсацию – о том, что между Китаем и Россией идут переговоры о переброске вод Байкала на юг, в КНР.
Агентству «Интерфакс-Китай» представитель китайского МИДа заявил следующее: «Насколько известно, ШОС никогда не рассматривал вопрос о создании военных баз».
Ответ китайского внешнеполитического ведомства выделяется своей лаконичностью в сравнении с разъяснениями, сделанными ранее МИД России. В частности, в ответ на просьбы прокомментировать сообщения о якобы прозвучавших в Бишкеке призывах направить российские войска в Киргизию на Смоленской-Сенной сообщили: «МИД России не располагает информацией об официальном обращении киргизской стороны относительно усиления военного присутствия России на юге Киргизии. По имеющимся сведениям, в Минобороны России этот вопрос также не ставился. Вместе с тем в предварительном плане рассматривается возможность углубления взаимодействия на антитеррористическом направлении».
В Минобороны РФ прокомментировать сообщение о возможном вводе китайских войск в Киргизию отказались. «Как можно комментировать событие, которого нет и не будет?» – ответил представитель министерства. Свой скептицизм высказал в частном порядке и высокопоставленный сотрудник одной из российских спецслужб. На его взгляд, киргизские лидеры, занятые предвыборной борьбой, вряд ли будут сейчас заниматься привлечением иностранного воинского контингента. Другой эксперт отметил, что официальный Бишкек не может пойти на ввод подразделений НОАК в южные районы страны хотя бы потому, что там недавно происходили волнения в связи с передачей Китаю некоторых киргизских территорий.
Что скрывается за официальными опровержениями и уточнениями? Обсуждался ли вообще вопрос о направлении российских и китайских войск в Киргизию? Ответить на эти вопросы «НГ» попросила киргизских официальных лиц.
Секретарь Совета безопасности Киргизии Мирослав Ниязов отметил, что разговоры о размещении дополнительных военных подразделений на юге страны в Бишкеке действительно были, но носили, по сути, «виртуальный характер». «И.о. президента республики Курманбек Бакиев в одном из своих майских выступлений сказал лишь о том, что Киргизия в случае возникновения такой необходимости может рассмотреть вопрос о размещении на своей территории, в частности в южных областях, дополнительных воинских контингентов – в рамках ОДКБ или в рамках ШОС. Однако реально такой необходимости сейчас нет, а потому этот вопрос в принципе не стоит», – сказал секретарь республиканского Совбеза.
Со своей стороны и.о. министра иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева сказала, что тема иностранного, а теперь уже конкретно китайского военного присутствия «обсуждается только в прессе». «На уровне МИДа вопрос размещения китайских военных не обсуждался, поэтому комментировать что-либо по крайней мере рано», – отметила и.о. главы внешнеполитического ведомства.
Между тем эксперты полагают, что информация о направлении в Киргизию иностранных войск не случайна. Вместе с тем они полагают, что азиатское пространство СНГ может стать зоной соперничества между великими державами, учитывая, что в Киргизии уже имеются американская и российская военные базы, а китайская армия находится в непосредственной близости и может быть переброшена туда в кратчайшие сроки.
Эндрю Качинс, директор Московского центра Карнеги, считает, что размещение китайских войск в Киргизии для решения вопросов, связанных с угрозами безопасности, может быть санкционировано в соответствии с уставом ШОС. Тем не менее, как считает эксперт, киргизские власти вряд ли обратятся с такой просьбой. Более вероятно, что они попросят Россию усилить ее военное присутствие в случае возникновения угрозы стабильности. У России сложились гораздо более тесные военные связи с Киргизией, чем у Китая или же Соединенных Штатов.
Вместе с тем, по словам Качинса, вполне возможно, что КНР вступит в соревнование за влияние в Центральной Азии, в котором участвуют США и Россия. Но сегодня да и в обозримом будущем все эти три крупнейших внешних игрока разделяют и будут разделять озабоченность в связи с опасностью дестабилизации в Центральной Азии, а также переплетения радикального исламизма с терроризмом. Эти общие озабоченности смягчат, хотя и не положат конец их конкуренции в регионе.
═
Из досье «НГ»
Декларация о создании ШОС – Шанхайской организации сотрудничества – подписана 15 июня 2001 года в Шанхае. В ШОС вошли Россия, Китай Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Целями ШОС являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. В 2004 году в рамках ШОС создан Антитеррористический центр со штаб-квартирой в Ташкенте. Никаких других совместных силовых структур, как и возможности размещения на территории стран – участниц ШОС иностранных вооруженных сил, учредительные документы этой организации не предусматривают.