Президент Жак Ширак не ожидал, что его политика увенчается таким провалом.
Фото Reuters
Франция на пороге серьезных перемен
После провала референдума по Европейской Конституции, состоявшегося в минувшее воскресенье (против высказались 54,87%), в стране должно появиться новое правительство и, вероятно, обозначиться новый курс. Отставка нынешнего кабинета во главе с премьер-министром Жан-Пьером Раффареном уже предрешена. Президент Жак Ширак, который намерен остаться на своем посту, проводит консультации с ведущими политиками правого лагеря, которые могут занять кресло непопулярного Раффарена. По мнению аналитиков, нынешние перестановки в Матиньоне не внесут корректив в отношения Парижа с Москвой, поскольку курс на этом внешнеполитическом направлении определяет положительно настроенный к президенту Владимиру Путину хозяин Елисейского дворца.
Высокая явка (около 70%) продемонстрировала не только (и не столько) опасения французов относительно дальнейшего будущего Единой Европы, но и разочарование населения действиями правительства Раффарена, находящегося у власти с 2002 года, в экономической и социальной сферах – высоким уровнем безработицы, слабым экономическим ростом и др. Решать эти проблемы придется теперь уже новому премьеру. Среди претендентов на Матиньонский дворец фигурируют министр внутренних дел Доминик де Вильпен, министр обороны г-жа Мишель Альо-Мари, а также лидер пропрезидентской партии, наиболее популярный политик правого лагеря Николя Саркози.
Европейская бюрократия шокирована
Результаты референдума, несмотря на то что они были фактически предопределены, стали холодным душем не только для французских властей. Вчера с совместным заявлением выступили руководители Европейского союза – председатель Европарламента Хосеп Боррель, президент Европейского совета Жан-Клод Юнкер и глава Комиссии ЕС Жозе Мануэл Дуран Баррозу. «Отжав» из него укорительные нотки в адрес Парижа, можно четко увидеть, что Брюссель крайне огорчен отказом французов, однако сдаваться не намерен. «Европа уже знавала трудные моменты, и каждый раз ей удавалось выходить из них более сильной. Сегодня Европа продолжает существовать, и ее институты функционируют в полном объеме. Мы осознаем наличие трудностей. Но в то же время мы верим, что вновь найдем средства для того, чтобы развивать Европейский союз». Боррель, Юнкер и Баррозу, заявляя, что решение Франции «принято к сведению», подчеркивают, что не следует забывать о том, что девять стран – членов ЕС (49% общего населения союза) уже ратифицировали Конституцию, а большинство входящих в Евросоюз стран пока не имело возможности высказаться на сей счет. В активе Брюсселя, указывается в заявлении, даже один положительный референдум по европейскому Основному закону (до Франции судьбу Конституции на плебисците решала только Испания – 20 февраля, в остальных странах ратификация проводилась законодательными органами).
Какие новые средства собираются найти руководители Единой Европы для спасения выстраданного проекта Конституции, из их заявления, к сожалению, неясно. Пока Боррель, Юнкер и Баррозу призывают «провести глубокий анализ», а также лучше разъяснять населению стран – членов ЕС всю значимость легитимизации Евроконституции. По словам Тони Блэра, премьер-министра Великобритании, к которой председательство в ЕС переходит от Люксембурга 1 июля, сейчас требуется «время для того, чтобы подумать». Лидеры стран, которым предстоит ратификация – Нидерланды (1 июня), Люксембург (10 июля), Дания (27 сентября), Португалия (октябрь), Ирландия (конец 2005 г.), а также тех, которые уже высказались «за» – среди них крупнейшая экономика в Европе Германия, – заявляют, что провал французского референдума «не катастрофа» и процесс ратификации в других государствах должен быть продолжен.
Каким образом, предстоит решить на предстоящем 16–17 июня саммите Европейского союза. К этому моменту уже будут известны результаты плебисцита в Нидерландах, которые, судя по последним опросам, будут еще менее утешительными для Конституции, чем французские, – за день до голосования «нет» опережает «да» на 20%. Туманное будущее ждет Европейскую Конституцию также в отличающихся евроскепсисом Дании и Великобритании (возможно, на Британских островах референдум, предварительно намеченный на следующий год, вообще не состоится).
Будущее Конституции
По мнению большинства экспертов, в нынешней форме Конституционное соглашение скорее мертво, чем живо: оно должно быть одобрено всеми 25 членами союза, а повторение успешного опыта Ирландии, которая со второй попытки все-таки ратифицировала соглашение Ниццы (2000 г.) на референдуме, во Франции вряд ли возможно. Таким образом, на поверхности по крайней мере два варианта: 1) европейские лидеры попытаются спасти Конституцию хотя бы частично, одобрив некоторые ее положения, не спрашивая воли народа; 2) придется составить новую, сокращенную версию Основного закона, в которой сохранятся ключевые положения старой (например, по процессу принятия решений в ЕС) и снова провести процесс ратификации. Наконец, не исключено, что категорическое «нет» французов подтолкнет Париж к углублению европейской интеграции исключительно с ограниченным рядом стран, в который вошли бы Германия, Италия, Испания. Последнее, по мнению некоторых французских экспертов, могло бы быть даже на руку России, поскольку именно французско-немецкий дуэт играет сейчас определяющую роль в развитии российско-европейских отношений.
Эксперты «НГ» так комментируют ситуацию, сложившуюся после французского референдума:
Тома Гомар, руководитель Программы исследований по России и СНГ Французского института международных отношений, Париж
Следует различать две проблемы: 1) Что будет происходить во Франции? Результат референдума значительно ослабил авторитет президента Ширака и, вероятно, повлечет массу последствий во внутриполитической жизни страны. Будет сформировано новое правительство, но что сможет это новое правительство ответить на волю французского народа, – вопрос открытый. 2) Что касается Евросоюза, то де-факто позиция Франции в ЕС оказалась ослабленной. Парадокс в том, что те, кто голосовал «против», делали это, чтобы защитить французскую модель (сильную социальную защиту, например), но в то же время эта модель не всегда хорошо работает в самой Франции – ведь экономическая ситуация в нашей стране сейчас плохая: безработица остается на высоком уровне, экономический рост слабый.
Европейская Конституция так или иначе должна была вступить в силу лишь через несколько лет. Таким образом, пока мы продолжаем жить по соглашению Ниццы. Потом в какой-то момент, полагаю, французские власти выступят с инициативой попытаться решить проблему проведенного в минувшее воскресенье референдума. Не думаю, что проблемы с ратификацией Конституции непосредственно повлияют на общее направление отношений Россия–ЕС. Косвенным результатом, правда, может стать то, что Москва однажды заявит Евросоюзу: «Что это вы за загадочное объединение, Конституцию которого некоторые его члены ратифицируют, а одни из главных участников отвергают?»
Александр Рар, директор Программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин
Для построения будущего Европы происшедшее – это катастрофа, поскольку Франция была вместе с Германией государствами, которые строили эту же Европу последние 45 лет. По-видимому, немецко-французский мотор не будет больше главным двигателем европейских процессов. Европа, естественно, и дальше будет продолжать стремиться стать политическим союзом, а не только экономическим. Но надгосударственные структуры, видимо, придется строить другими методами – полагаясь не на мнение населения, потому что население голосует против, а, скажем, с помощью бюрократических механизмов.
Очевидно, что европейский процесс, особенно после присоединения к союзу 10 новых стран, породил большой страх: политики не могут объяснить своему населению, зачем Европа должна все время расширяться, зачем нужно принимать в ЕС Турцию, при том что экономический и социальный уровень жизни в главных странах ЕС – Франции и Германии – драматически падает. На фоне этого требовать от населения полной поддержки достаточно утопической идеи Европы кажется все более и более нереальным. Следует, однако, подчеркнуть, что Европейский союз не развалится и не откажется от идеи построения политического союза. Просто оно будет продолжаться дольше, другими методами и с действительно большими трудностями – ведь все решения нужно будет по-прежнему принимать консенсусом. А создание прочных институтов власти (сильного президента, сильного министра иностранных дел) теперь откладывается на более поздний срок. Как минимум на 2–3 года.
России следует смотреть не на сегодняшний Европейский союз, а на то, каким он станет через 10–15 лет. Сейчас России нужно продолжать выстраивать хорошие отношения с ЕС в экономическом плане. Москве очень выгодно, чтобы на западном фланге у нее при ее непростых отношениях с Китаем и с исламским миром была стабильность. Чем сплоченнее Европейский союз, тем прочнее будет эта стабильность.