«Очень эмоциональное место» – так отозвалась о Иерусалиме жена президента США Джорджа Буша Лора, которая находится с пятидневным визитом на Ближнем Востоке. Подобный отзыв – более чем сдержанная оценка драматической ситуации, в которой оказалась первая леди Америки в ходе посещения святых мест трех монотеистических религий. Сначала на нее накричала толпа у почитаемой иудеями Стены Плача, затем враждебно встретили верующие в мусульманской мечети на Храмовой горе.
Визит «доброй воли» Лоры Буш на Ближний Восток был устроен так, чтобы продемонстрировать непредвзятое отношение американцев к обеим сторонам палестино-израильского конфликта, однако с каждой из них нашлись свои протестующие. Толпа женщин-евреек у Стены плача встретила Лору Буш в воскресенье плакатами с требованием освободить из тюрьмы Джонатана Полларда, американца, отбывающего срок за шпионаж в пользу Израиля. Под шум выкриков первая леди США по традиции поместила в щель между кладкой стены свою рукописную записку-пожелание и простояла в молчании одну минуту. Затем она поспешно вернулась к колонне автомашин с охраной.
В мечети на Лору Буш накричали мусульманки. Одни протестовали против инцидента с осквернением Корана в тюрьме для террористов на американской базе Гуантанамо (Куба), другие обвиняли президента Буша в том, что он «убивает мусульман». В ходе этих посещений американку тесным кольцом окружали израильские охранники и телохранители из Секретной службы США, а переезды совершались в бронированной автомашине.
Лора Буш, известная своей воспитанностью и крепкими нервами, ограничилась краткими заявлениями. Сообщив, что она «молится за мир», Лора пообещала, что США «сделают все от них зависящее для продвижения ближневосточного процесса». При этом она призвала обе стороны ближневосточного конфликта – израильтян и палестинцев – приложить необходимые усилия и вместе сесть за стол переговоров. «Первая леди полностью понимает, куда она приехала», – заверила журналистов ее помощница.
В отличие от Лоры, заранее подготовившейся к жесткому приему на Святой земле, израильский премьер Ариэль Шарон совершенно неожиданно столкнулся с негативным приемом в Нью-Йорке. Прибыв в качестве частного лица для серии речей перед еврейской общиной, он уже в ходе своего первого выступления в Колледже им. Баруха увидел протестующих в оранжевых майках, что допекали его на родине. Оранжевый в Израиле – это не цвет революции, это символ протеста еврейских поселенцев, которым, согласно плану Шарона по одностороннему размежеванию с палестинцами, уже в августе придется покинуть насиженные места в секторе Газа. «С такими я сам справляюсь в Израиле», – невозмутимо заметил премьер, когда на его глазах охранники прямо в зале скрутили человека, из-под куртки которого проглядывала оранжевая майка.
Шарон был вынужден трижды прерывать свою речь. На подходах к зданию колледжа стояло несколько сотен людей с плакатами, осуждающими план по размежеванию с палестинцами. Протесты не помешали Шарону выступить с заверениями, что он непременно осуществит «самое трудное решение» в своей жизни и 16–17 августа приступит к выводу поселений из сектора Газа и с части Западного берега Иордана. «Этот план поможет лучше обеспечить нашу безопасность и даст шанс начать политический процесс с палестинцами», – заявил Шарон. В то же время переговоры с палестинцами будут возможны, по словам премьера, лишь в случае, если руководство автономии сумеет «утихомирить» экстремистов.
Подобные оговорки вызвали критические отклики со стороны палестинских комментаторов. Они высказывают опасение, что израильский премьер в действительности не стремится к переговорам, а намерен ограничиться только рамками своего плана – вывести все поселения (всего их 21) из сектора Газа и 4 из 120 еврейских поселений на Западном берегу Иордана.