Предвыборная гонка в Иране перешла в драматическую фазу. Реформаторы отныне грозят бойкотировать намеченные на 17 июня президентские выборы.
С призывом не идти к избирательным участкам реформаторы выступили после того, как среди объявленных в минувшие выходные шести кандидатов, которым разрешено продолжить борьбу за президентское кресло, их выдвиженцев фактически не оказалось. Напомним, что отбором претендентов занимается специальный орган – Наблюдательный совет. Указав на то, что из 12 его членов половина назначаются непосредственно религиозным лидером страны – аятоллой (остальные избираются из числа парламентариев), реформаторы заявили, что, снимая их кандидатов с предвыборной гонки, консервативно настроенное духовенство надеется консолидировать всю власть в своих руках после ухода нынешнего президента-реформатора Мохаммада Хатами. У него истекает второй срок, и он лишен права баллотироваться на ближайших выборах. Ведущая реформаторская партия – Фронт участия исламского Ирана, объединяющая сторонников Хатами, заявила, что ее приверженцы не пойдут голосовать, если Наблюдательный совет не пересмотрит свое решение. По мнению одного из лидеров фронта, Раджабали Мазруи, «выборы без либеральных кандидатов не могут быть честными и свободными».
Ряд наблюдателей отмечают, что реформаторы затаили обиду во многом не столько из принципиальных соображений, сколько из за того, что к президентской гонке не был допущен их главный кандидат, бывший министр просвещения Мустафа Моин. А среди попавших в «шестерку лидеров» двое не являются ярыми консерваторами. Так, один из кандидатов, которому многие наблюдатели склонны предрекать успех, бывший президент Ирана, а ныне глава Совета по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР) Хашеми Рафсанджани, хоть и принадлежит консервативному лагерю, считается прагматичным политиком. Он сторонник возобновления диалога с Вашингтоном и в целом приверженец умеренной политической линии. Продолжит борьбу и либерально настроенный бывший спикер парламента Мехди Карруби. Что касается остальных, одобренных Национальным советом претендентов на президентское кресло, то они действительно настоящие консерваторы. Это бывший начальник органов внутренней безопасности Мохаммад Бакер Калибаф, известный деятель Исламской революции, секретарь СОЦПР Мохсен Резаи, бывший председатель государственного телерадиовещания Ирана Али Лариджани и мэр Тегерана Махмуд Ахмди Нежад.
Настроения в стране накаляют студенты и интеллигенция, призывающие к проведению плебисцита о необходимости реформирования системы управления республикой, где, как они считают, религиозные лидеры обладают гораздо большей властью, чем президент или правительство. Об этом сообщает Би-би-си. Насколько действенным инструментом давления окажутся призывы студентов и угрозы реформаторов бойкотировать выборы – вопрос пока открытый. Как показала практика состоявшихся в прошлом году парламентских выборов, сравнительно низкая явка (55% электората – столько же, сколько социологи предрекают и применительно к июньскому голосованию) какими-либо серьезными потрясениями для страны не обернулась. Исключение составила, пожалуй, лишь жесткая реакция западных правозащитных организаций, посетовавших на несоответствие состоявшегося голосования международно признанным стандартам. Ситуация может повториться и в июне.