Вслед за американскими военачальниками, пессимистичные прогнозы по развитию ситуации в Ираке в минувший уикенд дали гражданские специалисты. Глава Управления по реконструкции Ирака Уильям Тейлор обрисовал процесс восстановления страны тремя словами – «трудное, опасное дело».
Чиновник затем подкрепил свою оценку конкретными цифрами и фактами. Так, с апреля минувшего года на берегах Тигра и Евфрата погибли 295 американцев, работавших по контракту, и их охранников. Из-за всплеска повстанческой деятельности подрядчики вынуждены обеспечивать охрану объекта, содержать бронированный транспорт для персонала и профессиональных охранников, что съедает до 16% общей стоимости того или иного проекта. По словам Тейлора, «даже нефтяные компании, которые обычно работают в опасных условиях, в Ирак сейчас не спешат». Не торопится с выделением обещанных на восстановление страны 21 млрд. долларов и Вашингтон. Через два года после объявления Джорджем Бушем окончания основных боевых действий США удалось осуществить 57 из запланированных 160 проектов в сфере электроэнергетики и 47 из 147 проектов по восстановлению водоснабжения, рассказал американский чиновник.
США ранее выражали мнение, что волна насилия стихнет после формирования в Ираке нового избранного правительства. Правительство было приведено к присяге после долгой борьбы за портфели (прежде всего Министерства нефти) в прошлом месяце. С тех пор в терактах, осуществляемых, как правило, водителями-самоубийцами на заминированных автомобилях, погибло свыше 500 человек. По словам главы МВД Баяна Джабера, недавно правоохранительные органы обнаружили фабрику, на которой машину-убийцу могли собрать всего лишь за 1 час.
Повстанцы атакуют не только представителей новых властей (вчера в Багдаде снова расстреляли высокопоставленного чиновника – на этот раз из Министерства торговли), желающих записаться в иракскую полицию или силы коалиции, но и основной источник надежды на скорое восстановление страны – нефтяной сектор. Последний крупный акт саботажа парализовал экспорт черного золота из месторождений Киркука через северный трубопровод на Джейхан (Турция) около двух недель назад. Эта магистраль практически простаивала с декабря прошлого года, когда против нее была совершена серия актов саботажа и возобновила свою работу только за несколько часов до последнего взрыва в мае. Источники агентства Рейтер сообщали, что по нефтепроводу на Джейхан планировалось транспортировать ежедневно до миллиона баррелей. Его довоенная мощность составляла 800 тыс. барр. в день. Весь прошлый год по этой ветке в Турцию с перебоями поступило около 200 тыс. барр. в день. Более стабильно функционировали два южных терминала страны, которые ежедневно экспортировали 1,4–1,8 млн баррелей. Как полагают наблюдатели, недавние скандальные разоблачения, сделанные американскими сенаторами в связи со злоупотреблениями в рамках действовавшей в Ираке с 1996 по 2003 г. программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», возможно, являются попыткой Вашингтона переложить ответственность за проблемы в нефтяном секторе на других.
Министр внутренних дел Баян Джабер, выступая перед журналистами в минувшую субботу, заявил, что ради борьбы с терроризмом готов сотрудничать «даже с дьяволом». Согласно недавнему опросу, доверие населения к новым иракским властям снизилось до 43% (с 83% в январе, когда избирался парламент). Это недоверие, очевидно, распространяется и на Джабера, которого на днях открыто призвали уйти в отставку в связи с арестами и гибелью имамов и верующих-суннитов. Призыв прозвучал на съезде суннитов, в котором участвовали около тысячи человек. Министр внутренних дел отреагировал жестко: «Те, кто не по получил ни одного места в парламенте, не имеют право требовать отставки министра».