Как обычно в мае, над Дели ясное, чистое небо. Из окна кабинета первого заместителя министра иностранных дел Индии Шайяма Сарана видно массивное здание из темно-красного песчаника, увенчанное куполами и арками, напоминающими об архитектуре Великих Моголов. Чиновник отвечает на вопрос «НГ» о том, каковы шансы российского авиапрома получить заказ на оснащение индийского воздушного флота новыми боевыми машинами: «У нас система закупки военной техники хорошо отработана. Те, кто заинтересован в получении контрактов, подают заявки. Они анализируются. Следующий этап – сопоставление цен на продукцию, изучение надежности обеспечения запчастями, проблемы передачи технологий. То есть решение тщательно готовится. Выбор зависит во многом от того, кто предложил условия, лучше всего отвечающие нашим требованиям. В прошлом Россия выступала с такими предложениями, и мы с удовольствие их принимали».
Впрочем, от официального лица трудно и ожидать, что он скажет что-либо более существенное. Слишком многое поставлено на карту. Индия, как полагают в Дели, просто не может позволить себе сделать неправильный выбор. Во-первых, несмотря на разрядку в отношениях с Китаем и Пакистаном, территориальные споры с ними остаются неурегулированными. Чтобы гарантировать себя от возможных неприятностей в будущем, Индии нужны первоклассные ВВС. Во-вторых, эта страна, которая по численности населения и темпам роста находится в одной лиге с Китаем, превратилась в ведущую державу Южной Азии. И сильные вооруженные силы с точки зрения индийского истеблишмента необходимы для того, чтобы подкрепить этот статус.
Но и для России ставки в борьбе за контракт, оцениваемый в диапазоне 5–9 млрд. долл., необычайно велики. Недаром в начале мая в Дели вновь побывал генеральный директор корпорации «МиГ» Алексей Федоров. По мнению аналитиков из индийского Института оборонных исследований и анализа, МиГ-29 станет одним из основных участников тендера на обновление парка из 126 самолетов среднего класса. Но в конкурсе, как ожидают, также примут участие французский «Мираж», американская фирма «Локхид Мартин» (ее наиболее вероятное предложение – истребитель F-16), шведский «Грипен».
Кому же отдадут предпочтение индийцы? Бригадный генерал Девиндер Сингх, боевой офицер, проходящий стажировку в Институте оборонных исследований и анализа, говорит, что для Индии было бы неразумно весь заказ отдавать в одни руки. Российские самолеты очень хорошие. А авионика хромает. По предположению Сингха, Россия сохранит свои позиции ведущего поставщика. А 25–30% самолетного парка будет пополнено из других источников. Если исход тендера будет именно таким, то российской стороне придется согласиться на то, что часть продукции будет выпускаться в Индии корпорацией «Хиндустан эронотикс». Генерал считает, что это будет выгодно обеим сторонам. Россия и Индия смогут общими силами наладить сервисное обслуживание «МиГов», которые уже закупили страны Юго-Восточной Азии.
Ахилеш Сухан, политический корреспондент газетно-телевизионного агентства «Сахара» считает, что Индия приобретет также французские истребители и английские учебные машины.
Чем же не устраивает американское предложение? На сделки с оружием влияют до сих пор не только рыночная конъюнктура, но и политические соображения. В пору холодной войны Вашингтон в основном воздерживался от передачи вооружений Индии. Своим союзником в регионе он считал Пакистан. Да и в конце 90-х годов, после того как Индия провела ядерные испытания, США наложили на нее экономические санкции и запрет на передачу «чувствительных технологий» и вооружений.
Но в Вашингтоне осознали, что прежняя политика устарела. Поскольку основным соперником США в Азии становится Китай, Белый дом сделал ставку на Индию как на противовес растущей мощи Пекина. Администрация Буша решила устранить препоны, мешавшие укреплению американо-индийских отношений. Индии были предложены сотрудничество в сфере мирного атома, космоса, высоких технологий, противоракетная система «Пэтриот» и истребитель F-16.
Ясно, что у американского военно-промышленного комплекса куда больше ресурсов для продвижения своей продукции, чем у российского.
Еще одна проблема – запчасти к российским вооружениям. В Индии будет создано предприятие по техобслуживанию трех фрегатов индийского ВМФ, построенных в России. Предполагается открыть также центр для техобслуживания истребителей российской конструкции.
Когда заработают эти предприятия, неизвестно. А между тем ни один потенциальный участник тендера не сидит сложа руки. Об остроте момента свидетельствуют события на рынке гражданской авиации. Компания «Эр Индиа» только что сделала эпохальный шаг, решив закупить 50 «боингов». В проигрыше оказался европейский концерн «Эрбас». Европейцы пытаются оспорить выбор индийской компании, утверждая, что чиновники «Эр Индиа» почему-то проявили «особую благосклонность» к американцам. «Эрбас» требует, чтобы главный индийский комиссар по борьбе с коррупцией провел расследование сделки.
Над Дели ясное небо. Но исход схватки за то, чьи боевые самолеты будут бороздить его, пока трудно предсказать.
Дели