На фоне непрекращающегося насилия в демократизирующемся при помощи США Ираке власти Саудовской Аравии все чаще говорят о необходимости политической либерализации и реформ в собственной стране, причем без посторонней помощи. Когда королевство станет подлинной демократией, «одному Богу известно», заявил наследный принц Абдалла ибн Абдель Азиз Аль в интервью французской газете «Монд». Однако он выразил надежду, что это произойдет «не позднее, чем через 20 лет». При этом он отметил, что «демократия и реформы должны идти снизу».
Саудовская Аравия действительно пытается выглядеть более либеральной страной. Например, вчера стало известно, что высшие религиозные власти запретили любое унижение женщин. Теперь родственники девушек не имеют право насильственно выдавать их замуж или препятствовать бракосочетанию с их избранником. Верховный муфтий Абдель Азиз бен Абдулла аш-Шейх заявил, что это противоречит исламскому праву. Виновным в таких действиях, по мнению муфтия, должно грозить тюремное заключение. Сидеть за решеткой виновнику положено до тех пор, «пока он не откажется от своих притязаний и не возьмет на себя обязательство больше не прибегать к насилию в отношении женщин». Абдель Азиз бен Абдулла аш-Шейх объявил также о том, что Совет верховных богословов королевства, чьим председателем он является, внимательно изучает явление замужества по принуждению и примет соответствующие меры по борьбе с ним. Ряд саудовских наблюдателей полагают, что это одна из причин того, что более половины браков заканчиваются разводом.
У женщин Саудовской Аравии остается и масса других дискриминационных ограничений. Будучи подданными королевства с шариатской системой права, они обязаны носить закрывающую лицо и фигуру одежду, не могут путешествовать в одиночку и даже получить удостоверение личности без разрешения родственника-мужчины. До середины прошлого года женщинам было запрещено работать по большинству специальностей и тем более открывать собственное дело. Следует отметить, однако, что, получив такую возможность, женщины Саудовской Аравии активно занялись бизнесом, прежде всего в области недвижимости. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики королевства.
Женщины по-прежнему не имеют права голоса и фактически лишены возможности участвовать в политическом процессе. Правда, в нем слабо задействованы и саудовцы мужского пола. Напомним, что в состоявшихся в феврале первых в истории страны выборах смогла принять участие очень небольшая доля населения в силу ряда ограничений, например возрастного и финансового ценза.
Заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир Исаев так комментирует для «НГ» демократические веяния в Саудовской Аравии: «Та «демократия», которая сейчас существует в Саудовской Аравии, – это фасад из набора светских законов, за которым скрывается чрезвычайно стратифицированное общество: потомки рабов, верблюдоводов, знати и т.д. При этом первые по-прежнему вынуждены довольствоваться более низким социальным положением, чем вторые и третьи. Такая система, естественно, нигде официально не прописана и существует на уровне негласных установок. Возможно, под демократизацией саудовского общества следует подразумевать снижение степени именно этой стратификации, но до этого еще далеко». Что касается браков по принуждению, то, как отметил эксперт, это многовековая традиция, которую, как и многие другие, трудно искоренить как светским, так и религиозным властям.