Сегодня казахстанским парламентариям предстоит сделать один из самых решительных шагов по предотвращению революции в стране. Депутаты окончательно, во втором чтении, примут поправки в выборное законодательство.
Эти изменения вызвали активную дискуссию в политических кругах Казахстана. Тем более что год назад, накануне парламентских выборов, закон «О выборах» претерпел значительные изменения. Теперь поправки тоже вносятся накануне выборов – президентских.
Наибольшую критику со стороны общественности вызывает положение о митингах. Разработчик поправок – Министерство юстиции – предлагает запретить проведение митингов, шествий, демонстраций и других публичных выступлений с момента окончания срока проведения предвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов.
В самом Минюсте не видят ничего предосудительного в этом запрете. Министр юстиции Казахстана Оналсын Жумабеков уверяет, что это сделано «для того, чтобы дать возможность нормально работать избирательным комиссиям, судам».
«Ведь не исключается рассмотрение жалоб в суде. И срок – если агитация заканчивается по закону за один день до проведения выборов, после проведения выборов избирательной комиссии отводится 10 дней для подсчета и подведения итогов. Мы уверены, что это совершенно правильно», – заявил он на одной из дискуссий.
Большинство депутатов парламента с министром юстиции согласны. Многие казахстанские парламентарии заявляли, что народные выступления «мешают работе госорганов». И поддерживали этот запрет. При рассмотрении поправок в выборное законодательство в первом чтении против проголосовали лишь 11 человек из 116.
Не принимать норму о запрете митингов требуют сегодня оппозиция и наблюдатели. Так, Республиканская сеть независимых наблюдателей распространила заявление, в котором говорится: «Инициированные правительством поправки направлены в основном на расширение прерогативы Центральной избирательной комиссии, способствуют возможности применения «грязных» технологий и, самое важное, ограничивают права и свободы граждан в проведении мирных демонстраций и шествий».
Казахстанская оппозиция не сомневается, что эти законодательные новшества направлены именно против них. Единственный оппозиционный депутат казахстанского парламента, сенатор Зауреш Батталова сказала корреспонденту «НГ»: «Однозначно это направлено против оппозиции. Хотя у нас и без этого не дают разрешения на проведение митингов оппозиции. Ни один митинг, ни одно пикетирование, ни одна демонстрация не были разрешены. Власть дает разрешение, только когда ей это нужно. Но все равно попытки проводить встречи, митинги были и будут. Постоянное давление – как принцип пружины. Наступит такой момент, когда терпение людей может лопнуть».
Сегодня в Казахстане никто не сомневается, что запрет митингов – это стремление властей устранить оппозицию и предотвратить попытку возможной революции, которая, как показывает опыт Грузии, Украины, Киргизии, начинается именно с народных выступлений. Тем более что акции протеста в Казахстане уже заставили понервничать руководство страны после проведенных осенью 2004 года парламентских выборов. Тогда здание Центральной избирательной комиссии осаждали и кандидаты (причем не только оппозиционные), и избиратели, недовольные результатами голосования. Однако в серьезные народные протесты недовольство не переросло, но власти тем не менее решили подстраховаться к президентским выборам. До них осталось не так много времени: ожидается, что выборы главы государства пройдут в конце 2005 года либо в 2006 году. И в этот раз люди могут не смириться с подтасованными результатами.
Астана