Накануне второй годовщины взятия Багдада антисаддамовской коалицией Ирак обрел нового президента. Им стал лидер крупнейшей курдской партии «Патриотический союз Курдистана» Джаляль Талабани. Еще никогда Ираком не правил курд, хотя этот народ составляет от 15 до 20% населения страны. Оккупационные власти постановили, что у президента будут лишь представительские функции, однако Талабани – очень влиятельная личность и его политический вес может оказаться сильнее предоставленных ему полномочий.
По мнению представителя московского бюро телекомпании «Аль-Джазира» Адиля Саляма, избрание Талабани – оптимальный вариант. В разговоре с корреспондентом «НГ» он пояснил: «Курдская коалиция, которая и выдвинула Талабани, заняла на всеобщих выборах второе место, поэтому получила высокую, но не самую значимую государственную позицию. По нынешней Конституции, Ирак – парламентская республика, государством фактически управляет премьер-министр, а эта должность закреплена за победителями голосования – шиитами». В то же время, по словам Адиля Саляма, «сам Талабани – один из крупнейших политических деятелей, пользующийся большим влиянием как в курдской парламентской фракции, так и среди рядовых курдов».
Премьером обязательно будет шиит, скорее всего Ибрагим Джаафари, но в руках Талабани окажутся рычаги для продвижения именно курдских интересов. При нем Национальная ассамблея будет заниматься выработкой Конституции. Курдские депутаты постараются закрепить за собой максимальную самостоятельность в рамках иракского государства. Более того, как полагают некоторые наблюдатели, политический вес Талабани достаточен, чтобы добиться закрепления в Основном законе тезиса об усилении роли президента.
Талабани родился в 1933 году на севере Ирака. Среднее образование получил в Эрбиле и Киркуке. В Багдадском университете получил диплом юриста. С юности участвует в национальном движении, принимал участие в курдских восстаниях. Был членом Демократической партии Курдистана, из которой вышел и создал в 1975 г. Патриотический союз. Контролирует территорию Иракского Курдистана, прилегающего к иранской границе. После падения режима Саддама приезжал с визитом в Россию.
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский так комментирует для «НГ» избрание Талабани: «Зная Талабани лично, я уверен, что он не будет играть чисто церемониальную роль. Он, бесспорно, будет вести очень активную политику. Одной из главных его задач будет сохранить в постоянной Конституции положение временного Основного закона, согласно которому три провинции могут наложить вето на принятие любого законопроекта. Такое положение дает колоссальное преимущество курдам, и Талабани постарается его не упустить. Вопрос об отделении от Ирака он, конечно, ставить не будет, тем более что иракские курды всегда выступали лишь за широкую автономию в составе страны».
На своем вчерашнем заседании Национальная ассамблея избрала весь президентский совет, в состав которого входят также два заместителя Талабани. Ими стали шиит Абдель Махди – бывший министр финансов и суннит Гази аль-Явар – экс-президент Ирака. За так называемый «список номер 1» (он же единственный) проголосовало абсолютное большинство ассамблеи: 227 из 275 парламентариев. Некоторые бюллетени были не заполнены, поэтому их признали недействительными. Присутствие Гази аль-Явара и Абделя Махди в составе президентского совета – не более чем дань пропорции. Избрание именно этих людей преследует одну основную цель: распределение должностей на этноконфессиональном принципе должно обеспечить консолидацию общества и стабильность.