Введение с 1 января этого года единого подоходного налога в 16% (а для фирм и компаний – снижения налога на прибыль с 25% до той же цифры) было «забойной» мерой нового, право-центристского правительства Румынии, призванной улучшить инвестиционный климат в стране, вывести на божий свет «теневую» экономику и повысить доходы простых граждан.
С некоторым опозданием, вызвавшим гнев нового президента-демократа Траяна Бэсеску, правительство представляет в парламент и проект закона об уклонении от налогов, который предусматривает наказание за этот вид преступлений от шести месяцев вплоть до 20 лет тюрьмы. Однако прежде чем эти «революционные» шаги в фискальной сфере начнут приносить свои плоды, кабинет, руководимый либералом Кэлином Попеску-Тэричану, вводит с 1 апреля такой пакет прямых налогов и акцизов (в виде изменений в Налоговый кодекс), который, как считают специалисты, ударит по малым и средним предприятиям, а также по интересам широких слоев населения.
Примечательно, что переход от прогрессивного налога к единому совершился именно в бывших социалистических странах – в странах Балтии, России, Сербии, Казахстане, Украине, Словакии, Грузии и Румынии. Сейчас этот вопрос широко обсуждается в Чехии, а в Польше уже принято принципиальное решение о введении единого налога в 18% начиная с 2008 года. В Болгарии Торговая палата пошла еще дальше, настойчиво предлагая ввести уже с нынешнего года единый подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль в размере 10%, а корпоративный налог – снизить с 19,5 до 15%.
Однако этот процесс совершенно не затронул страны Запада. Не возникнет ли в этом смысле проблем у Румынии, которая готовится к вступлению в Евросоюз в январе 2007 года? На этот вопрос в интервью корреспонденту «НГ» румынский президент Траян Бэсеску ответил отрицательно, потому что «ЕС регламентирует непрямые налоги, а прямые – в полном ведении стран-членов». По его словам, собираемость налогов в Румынии была на отметке в 15,5%, так что реформа только узаконила эту цифру.
Более подробные аргументы в пользу единого налога высказал на неформальной встрече с иностранными журналистами премьер-министр Кэлин Попеску-Тэричану. По его словам, этот налог будет способствовать капитализации фирм и увеличению объема инвестиций, повысит привлекательность экономики для иностранных инвесторов. «Мы рассчитываем на 2 миллиарда евро иностранных капвложений в этом году и на 3–4 миллиарда в 2006-м». В плане же рабочей силы, полагает премьер, единый налог стимулирует труд.
Главные оппоненты новой системы – это прежде всего Социал-демократическая партия, правившая в 2000–2004 годах. Михай Тэнесеску, бывший министр финансов, председатель бюджетной комиссии Палаты депутатов, говорит, что из-за введения единого налога госбюджет на 2005 год под угрозой срыва. По его словам, налоговая реформа не повышает уровень жизни румын, потому что снижаются налоговые сборы, а это свертывает социальные программы, которые в ЕС проводятся неуклонно – независимо от того, кто у власти – правые или левые силы. Прежде всего пострадают местные бюджеты, а из них как раз и выплачиваются социальная помощь, дотации на отопление, помощь инвалидам, поддерживается деятельность культурных учреждений и т.д. ЕС считает, что таким образом растет социальная поляризация в обществе – и так достаточно бедном. Экономические проблемы, считает Тэнесеску, могут негативно повлиять на подписание – 25 апреля этого года – договора о вступлении Румынии и Болгарии в ЕС (в том смысле, что для Румынии оно может быть отложено).
Другие компенсационные меры предложил Международный валютный фонд, настаивая на увеличении НДС с теперешних 19 до 21%, а также на уменьшении бюджетного дефицита до 0,4–0,5%. Румыны не уступают ни в том, ни в другом, «пробивая» бюджетный дефицит не менее 0,7–1,5%. На кон поставлено продление соглашения stand-by с МВФ (по макростабилизации).
Вот почему изменения в Налоговый кодекс, который многие здесь уже окрестили «фискальной удавкой», вводимые правительством с 1 апреля могут погасить этот спор. Пакет включает увеличение налога на общую цифру оборота малых и средних предприятий с 1,5 до 3%, рост подоходного налога по сделкам на фондовой бирже и в сфере недвижимости с 1 до 10% (с 1 мая с.г.), повышение налога на доходы от вкладов – в такой же пропорции, увеличение акцизов на горючее, спирт и табак в гораздо большем размере, чем это было предусмотрено ранее, рост акцизов на предметы «люкса», введение акцизов на все виды автомобилей, в том числе и отечественных, и, что самое страшное для населения, введение акцизов на природный газ и электроэнергию.
Пессимисты считают, что правительство «одной рукой дает, другой отнимает» и что «цунами подорожаний» крепко ударит по семейным бюджетам румынских граждан, аннулируя позитивные результаты от введения единого налога. По мнению оптимистов, в перспективе налоговая реформа все же себя оправдает.
Бухарест