Иссэй Номура: «Япония и Россия – державы, чувствующие свою ответственность за безопасность, мир и процветание на планете».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
– Господин посол, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, как объявлено, не прибудет в Москву на празднование 60-летия Победы. Не является ли это решение следствием противостояния между Японией и Россией по территориальному вопросу?
═
– В действительности окончательное решение об этом еще не принято. Правительство Японии продолжает изучать вопрос об участии премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в этой церемонии. При этом учитываются различные факторы, включая график работы главы правительства над внутриполитическими вопросами.
Касаясь территориальной проблемы, я хотел бы признать тот факт, что в позициях Японии и России существуют значительные расхождения. В то же время лидеры обеих стран неоднократно подчеркивали важность решения этого вопроса и выражали твердое намерение добиться его. В январе этого года министры иностранных дел Японии и России договорились о том, что стороны продолжат обстоятельное обсуждение проблемы с тем, чтобы строить мосты и сокращать расстояние между позициями Японии и России. Хочу заверить вас, что эта проблема никак не связана с вопросом об участии премьер-министра Коидзуми в церемонии 9 мая.
═
– Не расширила ли японская сторона свои претензии к России по территориальной проблеме в свете недавней резолюции парламента Японии, где говорится о четырех островах и «других северных территориях»? Какова позиция вашего правительства по этому вопросу?
═
– Упомянутая вами формулировка о «северных территориях» была принята парламентом Японии с учетом позиции всех партий, входящих в состав парламента, в том числе Компартии. Это связано со стремлением обеспечить единогласное принятие резолюции. Подобная формулировка содержалась и в резолюциях, принятых парламентом ранее, в частности, в первой из таких резолюций, относящейся к 1973 году. Тогда я был заместителем заведующего отделом МИД Японии, отвечавшим за японо-российские отношения, и хорошо помню этот документ. Подобная резолюция затем принималась неоднократно – в общей сложности 10 раз.
Надо отметить, что позиция правительства Японии четко сформулирована в заявлении премьер-министра Коидзуми, сделанном в связи с принятием этой резолюции. Она состоит в том, что нам нужно заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности четырех островов – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи. И точка. С точки зрения правительства Японии территориальная проблема сводится к вопросу о принадлежности именно этих островов.
═
– Какое место займет эта тема в ходе предстоящего визита в Токио министра иностранных дел России Сергея Лаврова? Когда вы ожидаете приезда нашего министра?
═
– На наш взгляд, визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Японию станет заключительным этапом в подготовке визита президента Владимира Путина в Японию. И я рад сообщить, что стороны проводят окончательное согласование сроков визита Лаврова, имея в виду, что он состоится 30 и 31 мая.
═
– А каковы предполагаемые сроки визита в Японию президента Владимира Путина? Не зашла ли подготовка этого визита в тупик?
═
– В настоящее время обе стороны продолжают прилагать усилия к определению сроков этого визита. Проводится активная подготовка, включая согласование итоговых документов, с тем тем чтобы визит российского президента имел достаточно богатое содержание. В этом месяце министры иностранных дел двух стран неоднократно вели телефонные переговоры. Они подтвердили, что сроки визита президента Путина в Японию будут определены в ходе этой очень энергичной подготовительной работы.
Как видите, этот год стал важным историческим рубежом, когда отмечается 150-летие установления межгосударственных связей между Японией и Россией. Я уверен, что во время визита президента Путина в Японию он как глава российского государства и премьер-министр Коидзуми как глава японского правительства смогут провести достойные переговоры по двусторонним и многосторонним вопросам с перспективой на следующие 150 лет. Япония с нетерпением ожидает визита президента Российской Федерации.
═
– В каком направлении, по вашему мнению, должны развиваться японо-российские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом?
═
– В настоящее время Япония и Россия ведут тесный обмен мнениями не только по вопросам двусторонних отношений, но и по комплексу проблем, стоящих перед мировым сообществом. Обе стороны обсуждают проблемы Ирака, Северной Кореи, международного терроризма и нераспространения оружия массового уничтожения, что служит обеспечению взаимодействия в деле решения этих проблем. Кроме того, Япония и Россия эффективно сотрудничают в рамках многосторонних форумов и организаций, таких как «большая восьмерка», ООН и другие.
В современном мире ни одна страна не может самостоятельно решить проблемы, стоящие перед мировым сообществом. Очевидно, что возрастает необходимость и важность сотрудничества Японии и России в решении всех проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. Развитие такого сотрудничества отвечает не только интересам народов двух стран, но и чаяниям всего мира.
В прошлом я много лет работал в сфере отношений между нашими странами, в том числе и в советские времена. Во времена СССР переговоры между Токио и Москвой были, как правило, на 90% посвящены двусторонним связям, на обсуждение же международных тем оставалось 5–10% времени. Сейчас дело обстоит иначе. Разумеется, вопросы двусторонних отношений сохраняют свое значение, но ныне важное место занимает и обсуждение международных вопросов. Я вижу в этом огромные изменения, касающиеся характера наших отношений. Япония и Россия – державы, чувствующие свою ответственность за безопасность, мир и процветание на планете. Таким образом, общие рамки нашего сотрудничества заметно расширились.
═
– Не должны ли правительства Японии и России проявить больше внимания двусторонним связям в торгово-экономической области? Ведь пока торговля между нашими странами топчется на месте, а японские капиталовложения в России ничтожны.
═
– В ходе состоявшегося в январе 2003 года визита в Россию премьер-министра Коидзуми был подписан очень важный документ – «Японо-российский план действий» по развитию отношений между нашими странами. Одна из названных в нем областей – торгово-экономические связи. За последние два года в этой сфере произошли серьезные изменения, в частности касающиеся отношений между деловыми кругами Японии и России. Важно, что японская экономика вышла из состояния стагнации, а российская экономика развивается сравнительно быстро. Именно на основе этих перемен наблюдается возросший интерес бизнеса к развитию связей. Эти перемены получили отражение и в статистических показателях. Так, в прошлом году внешнеторговый оборот между Японией и Россией вырос на 50% по сравнению с предыдущим годом и достиг примерно 9 млрд. долл. Это самый высокий показатель за все время, включая советский период. Итоговая сумма японских инвестиций в российскую экономику по состоянию на конец 2003 года была на 90% выше, чем в предшествовавшем году. Эти статистические данные говорят об активном развитии наших торгово-экономических отношений.
Для меня в какой-то степени символичным является интерес к капиталовложениям со стороны автомобилестроительных фирм. Так вот, насколько мне известно, компания «Тойота» уже решила построить автосборочный завод в России и сейчас занимается рассмотрением конкретных условий для этого. Надеюсь, что это станет примером крупных инвестиций. Кроме того, я должен отметить важность сотрудничества в области энергетики. Сейчас речь идет о строительстве нефтепровода Тайшет–Перевозная (вблизи Находки). Конечно, в случае реализации этого проекта он будет иметь огромное стратегическое значение. В ходе пребывания в Москве министра иностранных дел Нобутаки Матимуры в начале нынешнего года состоялась его встреча с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Они договорились начать переговоры на рабочем уровне, и первая такая встреча состоялась 21 февраля. Я надеюсь, что подобная работа будет продолжена.
Хотелось бы также отметить, что в таких делах важен благоприятный для бизнеса климат, однако по этой части в России есть проблемы, связанные, например, с таможенными процедурами, уплатой налогов, получением виз и разрешений на работу. Я очень надеюсь на улучшение условий в этой сфере. И конечно, мы также заинтересованы во вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как вы, очевидно, знаете, Япония поддерживает вступление РФ в ВТО и сейчас переговоры по этому вопросу вступили в финальную стадию. Важность вступления России в эту организацию состоит в том, что это обеспечивает ведение дел в соответствии с международными стандартами. Для наших экономических отношений, для бизнеса это чрезвычайно важно. Ведь в последнее время появились такие проблемы, как дополнительные требования в отношении налоговых выплат дочерней фирмой японской компании JT, и угроза захвата собственности первого японо-российскогого предприятия «Игирма Тайрику», находящегося в Иркутске. Проблема компании JT рассматривается в судебном процесс. Мы как посольство не вмешиваемся в вопрос, рассматриваемый судом, но отслеживаем его. Надеемся, что будет принято решение, основывающееся на принципах справедливости и транспарентности.
═
– Заинтересован ли японский бизнес в участии в проекте строительства нефтепровода из Восточной Сибири?
═
– Я хотел бы этого проекта, имея в виду возможные заинтересованности со стороны деловых кругов Японии. Осенью прошлого года в России побывала делегация организации Федерации экономических организаций Японии «Кейданрен». На встречах в Москве с представителями деловых кругов России ее участники подчеркнули интерес японского бизнеса к этому проекту. Если он будет реализован в рамках японо-российского сотрудничества, то и японские деловые круги начнут рассматривать возможности своего конкретного участия. В любом случае для реализации этого проекта важно очень активно проводить консультации на рабочем уровне, так как конкретная реализация во многом зависит от результатов согласований на уровне экспертов.
═
– Насколько вы разделяете беспокойство Запада состоянием демократии в России, положением в Чечне?
═
– Я, как посол, определенно проявляю интерес к этой теме. В принципе мы считаем ситуацию в Чечне внутренним делом России и в то же время, конечно, очень хотим, чтобы как можно скорее состоялось политическое урегулирование. В этой связи я уверен, что для решения этого вопроса очень важно восстановление Чечни. И я лично считаю, что огромное значение имеет образование. В этой связи я хотел сказать, что в 2000 году произошел очень важный разговор между президентом Владимиром Путиным и генеральным секретарем ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, японцем по национальности. Они договорились о сотрудничестве ЮНЕСКО с Россией в деле повышения квалификации работников системы просвещения Чечни. В ходе рассмотрения этого проекта Мацуура предложил правительству Японии принять в нем участие, и мы согласились.
Японское правительство финансирует этот проект ЮНЕСКО в размере 579 тыс. долл. На прошлой неделе прошла церемония открытия проекта, в которой я принял участие. Может быть, выделенная сумма скромна по своим размерам, но она направлена в очень важную сферу. Ведь улучшение образования – крайне необходимое капиталовложение в будущее. Вслед за проявленной Японией инициативой к проекту подключились правительства Норвегии и Республики Корея. Я искренне надеюсь, что проект будет успешно осуществлен.
Что касается вопроса о демократии в России, то на меня глубокое впечатление произвело недавнее высказывание президента Путина в Братиславе о том, что «Россия сделала свой выбор в пользу демократии». И что этот выбор окончательный и возврата к старому нет и не будет. Это важное для нас высказывание, которое я полностью поддерживаю.