Чуть больше недели осталось у Ариэля Шарона для того, чтобы преодолеть последнее парламентское препятствие на пути к реализации плана размежевания с палестинцами – добиться утверждения государственного бюджета. В полночь 31 марта кнессет проголосует не только по вопросу о самом бюджете, но и о судьбе всего правительства Шарона. Если бюджет не будет утвержден, кнессет автоматически распускается и объявляются досрочные выборы. Такое развитие событий ставит под угрозу и само политическое будущее премьера.
«Отделение» запланировано на последнюю декаду июля – с 20 числа в течение 3–5 недель сектор Газа и часть Западного берега реки Иордан должны быть «очищены» от еврейского присутствия. Если же будут объявлены досрочные выборы, то они состоятся лишь в последних числах июня, а значит, сроки «отделения» сдвинутся. В надежде не допустить этого премьер прикладывает дополнительные усилия, но пока безрезультатно.
Основная оппозиция Шарону находится внутри его партии «Ликуд». Идеологическое ядро, объединившись с несколькими сводящими личные счеты с Шароном политиками, образовали «лагерь повстанцев» внутри «Ликуда». На сегодняшний день 13 из 40 членов фракции тверды в своем намерении голосовать против бюджета, даже если это грозит новыми выборами и место в кнессете следующего созыва не гарантировано. Шарону удалось лишь найти компромисс, позволивший утвердить бюджет в финансовой комиссии кнессета и вынести его на голосование парламента. В качестве компромисса Шарон дал добро членам «Ликуда» голосовать за проведение референдума по вопросу об «отделении», несмотря на то что сам Шарон против плебисцита.
Отчаявшись получить поддержку изнутри, Шарон обратил взоры в сторону оппозиции. Ультралевая партия «Яхад» уже неоднократно спасала Шарона от медвежьих объятий его собственных товарищей по партии. Так, скорее всего, произойдет и на сей раз. «Это выглядит абсурдом, но мы обязаны спасти Шарона, чтобы вывести наших детей из Газы», – заявляет лидер партии Иоси Бейлин. Но у фракции «Яхад» есть лишь пять депутатов, готовых бросить Шарону спасательный круг. К ним стоит прибавить нескольких арабов, ну а этого может оказаться недостаточно.
Две крупные фракции – ультраортодоксы ШАСа и антиклерикалы «Шинуя» не готовы на данный момент поддержать бюджетное голосование. Несмотря на твердую идеологическую мотивировку, за противодействием каждой из этих партий стоит холодный политический расчет. Электорат ШАСа не хочет, чтобы партия содействовала в уходе с «земель Израиля». «Шинуй», в свою очередь, не может голосовать за бюджет, в котором на религиозные нужды отводится больше денег, чем на образование или культуру.
Какой бы сложной ни была ситуация, почти все в Израиле сходятся в том, что бюджет будет утвержден. За исключением правой оппозиции мало кто в кнессете будет готов торпедировать план Шарона по уходу из Газы. Популярность Шарона по всем опросам общественного мнения столь велика, а шансы оппонентов – и в первую очередь министра финансов Биньямина Нетаньяху – занять его кресло столь малы, что вероятнее всего будет найден некий компромисс, который позволит утвердить бюджет в срок. Но даже если будут объявлены досрочные выборы, шансы Шарона вернуться в конце июня в канцелярию главы правительства весьма высоки.
Иерусалим