Кондолиза Райс и Ли Чжаосин обменялись улыбками после трудного разговора об атомной бомбе Пхеньяна.
Фото Reuters
«Мы не можем ждать бесконечно» – такими словами завершила госсекретарь США Кондолиза Райс обсуждение корейской темы с председателем КНР Ху Цзиньтао. «Позиция Китая тверда и неизменна», – заверил гостью китайский лидер.
По сообщениям из Пекина, где в воскресенье и понедельник находилась с визитом глава внешнеполитического ведомства США, Ху Цзиньтао дал заверения, что Пекин выступает за безъядерный статус Корейского полуострова и поддерживает американское требование о проведении нового раунда шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР.
Однако внешними признаками согласия обсуждение не исчерпывается. В действительности Райс не смогла добиться реальных уступок со стороны китайских лидеров в деле оказания давления на Пхеньян. (Кроме Ху ее приняли премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и министр иностранных дел Ли Чжаосин.) Упрекая принимавших ее китайцев в потворстве неуступчивому Ким Чен Иру, Райс напомнила им, что экономика КНДР и дня не продержится без китайских нефти и угля. Стоит отключить этот «кислород», как режим рухнет. По сообщениям американской прессы, именно таким «средством давления», по существу торгово-экономической блокадой, Вашингтон пытается привести Пхеньян за стол переговоров. Однако американцы понимают, что без участия Китая в блокаде она будет безуспешной.
Развал дружественного режима, который китайцы фактически спасли в ходе корейской войны 1950–1953 гг., никак не устраивает Пекин. Поэтому собеседники Райс ограничились тем, что довели до ее сведения пожелания Пхеньяна о встречных шагах со стороны США. «Двусторонних переговоров с Северной Кореей не будет», – ответила Райс. По ее словам, Пхеньян может рассчитывать на значительные выгоды, которые она, однако, не конкретизировала, но только в случае его согласия вернуться за стол шестисторонних переговоров и их успеха.
Напомним, что переговоры по ядерной программе КНДР с участием шести стран (Китай, КНДР, Республика Корея, Россия, США и Япония) велись с августа 2003 года. 10 февраля этого года Пхеньян объявил о своем выходе из переговоров из-за «враждебной позиции» США. При этом северокорейцы объявили, что уже создали ядерное оружие.
Декларации КНДР не вызвали доверия, так как северокорейцы, по подсчетам Сеула, уже по крайней мере 10 раз в разной форме признавали наличие у них ядерного оружия. Вызывают вопросы и разъяснения по поводу северокорейской ядерной программы, которые делает Вашингтон. Так, буквально в дни пребывания Райс в Пекине газета «Вашингтон пост» сообщила, что США исказили данные, которыми они делились с другими странами. В начале этого года американская администрация проинформировала Японию, Южную Корею и Китай о том, что КНДР поставила в Ливию гексафторид урана. Это исходный материал в процессе обогащения урана, который может завершиться как созданием топлива для АЭС, так и (на более продвинутой стадии) боевого ядерного заряда.
Сейчас выясняется, что КНДР Ливию к атомным делам не приобщала. Гексафторид урана Пхеньян поставил Исламабаду, не зная, что тот в дальнейшем переправит его в Ливию. Все это было сознательной манипуляцией с данными, рассчитанной на то, чтобы оказать нажим на КНДР и выгородить Пакистан за поддержку с его стороны военной кампании в Афганистане. В итоге же, считает газета, манипулирование разведывательной информацией вызвало недоверие у стран, ее получивших, и ослабило международную поддержку позиции США.