0
605
Газета В мире Интернет-версия

18.03.2005 00:00:00

«Диктатуры больше нет, и это – самое главное»

Тэги: ирак, абдулкарим хашим мустафа, армия, конституция, сша


– Господин посол, с момента начала боевых действий в Ираке прошло уже два года. Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране и решение проблем с безопасностью?

 

– Безусловно, в минувшие два года в Ираке складывалась чрезвычайно сложная ситуация, однако ряд важных шагов в сторону улучшения положения в стране был сделан. Конечно, наиболее значимым из них стало свержение Саддама Хусейна. Тот способ, которым это было сделано, естественно, не мог устраивать иракцев, и многие политические и общественные круги выступали против открытых военных действий. Но получилось то, что получилось. Диктатуры в Ираке больше нет, и это – самое главное. Собственно, за такое развитие событий, свидетелями которого мы стали, в ответе именно режим Саддама. Бывший президент вел захватнические войны в регионе с Ираном и Кувейтом и применял химическое оружие против населения собственной страны. Это не устраивало ни самих иракцев, ни международное сообщество. Последовали санкции, а потом оккупация. Но оккупированной страной Ирак тоже не мог оставаться. Против иностранного присутствия и вмешательства в дела государства выступали и продолжают выступать все иракские политические силы. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН 1546, Ирак встал на путь независимости. Следующим важным достижением минувших двух лет стали состоявшиеся 30 января этого года всеобщие выборы. Успех этих выборов – однозначное свидетельство положительных изменений не только в самом Ираке, но во всем регионе. На этой неделе прошло первое заседание всенародно избранной Национальной ассамблеи. Состав и работа этого органа – очередное доказательство успеха демократических преобразований. Во-первых, среди иракских законодателей 30% женщин – другого такого парламента в мире нет. Во-вторых, сами депутаты ведут сейчас совершенно открытые дискуссии относительно состава будущего правительства. Иными словами, Ирак первая ближневосточная страна, где смена власти произойдет демократическим путем, а не при помощи убийств, переворотов или по наследству. Пусть это послужит примером и остальным государствам региона. Несмотря на, увы, непрекращающееся насилие, политический процесс продолжается.

 

– Каков ваш прогноз на формирование власти в стране. Будет ли это происходить на конфессионально-этнической основе?

 

– Как вам известно, на всеобщих выборах в Национальную ассамблею наибольшее число голосов набрали два блока, каждый из которых представляет одну определенную группу иракского населения. Это «Объединений иракский альянс», составленный из шиитских партий, и коалиция двух ведущих курдских партий – Патриотического союза Курдистана и Курдской демократической партии. Таков выбор народа. Именно им и предстоит формировать будущую власть. Это, однако, не означает, что высшие государственные должности будут распределяться на конфессионально-этническом принципе, как в Ливане, например. Там такая система обусловлена конституцией. В Ираке же состав руководства определяют итоги выборов.

 

– Треть населения Ирака составляют сунниты, а они, как известно, бойкотировали выборы. Смогут ли они принять участие в управлении государством?

 

– Говорить о бойкоте как об основной причине неучастия суннитов в выборах не совсем корректно. Они не смогли проголосовать не по своей воле, а в связи с тем, что в районах их проживания спокойно пойти к избирательным участкам не позволяли условия безопасности. Все политические силы относятся к этой проблеме с пониманием и готовы обеспечить суннитам возможность участвовать в управлении страной. К этому на первом заседании призвали и самый вероятный кандидат на пост премьер-министра страны Ибрагим аль-Джаафари, и экс-премьер Айяд Алауи, и бывший президент Ирака Гази аль-Явар. Кстати последний – отличный пример единства иракского общества. Он происходит из известного клана Шамр, одна половина которого сунниты, а вторая – шииты. А женат аль-Явар на курдке.

 

– Ожидаете ли вы возникновения каких-либо проблем при принятии постоянной Конституции Ирака? Если да, то, каких?

 

– Это первая Конституция Ирака, которую принимает парламент. Учитывая его состав, разногласия неизбежны. И это правильно. Только в ходе дебатов, когда все имеют возможность высказать свою точку зрения, может быть выработан взвешенный, жизнеспособный Основной закон. Свою Конституцию мы примем сами. Нам ее не будет насаждать ни диктатор, ни какие-либо силы извне.

 

– Существует ли хотя бы приблизительный график вывода многонациональных войск из Ирака? Каковы ваши прогнозы?

 

– Здесь очевидны два момента. Первый: весь Ирак выступает за скорейший вывод иностранных войск. Их постоянное присутствие в стране невозможно. Второй, однако, заключается в том, что нынешние условия безопасности и степень подготовленности новой иракской армии их обеспечивать далеко не удовлетворительны. Многонациональные войска находятся в государстве по просьбе властей, поэтому процесс вывода войск начнется сразу, как только руководство страны решит, что их присутствия больше не требуется. Какие-либо прогнозы на этот счет давать, однако, пока рано.

 

– Есть ли необходимость в отправке российского контингента в Ирак? Поступали ли подобные запросы с иракской стороны?

 

– Мне неизвестно о такой необходимости, и Ирак пока не обращался к России с подобной просьбой.

 

– Как вообще развиваются российско-иракские отношения на сегодняшний день? Какие направления можно назвать приоритетными?

 

– Отношения между двумя странами развиваются благотворно. Договоры по конкретным проектам и инициативам Россия и Ирак пока не подписывали, но существует договоренность о развитии и укреплении сотрудничества по самому широкому спектру вопросов. Приоритетом сейчас скорее всего являются политические отношения, хотя в современном мире политика всегда увязана с экономикой и наоборот. Пока же намечены лишь генеральные направления партнерства, но мы надеемся, что в ходе активизации двусторонних контактов уже в ближайшее время будут определены конкретные цели и задачи.

 

– Часто ли ездят сейчас русские граждане в Ирак? И с какой целью?

 

– Сами понимаете, Ирак сейчас не самое привлекательное место для туристов. Однако число россиян, желающих поехать в страну, все же увеличивается. Это в меньшей степени родственники проживающих там русских, а прежде всего бизнесмены, налаживающие контакт с иракскими деловыми кругами. В основном это люди, занятые в сфере энергетики, но и в других отраслях тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2017
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4088
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3119
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2560

Другие новости