США в очередной раз обвинили Россию в том, что ее оружие может попадать «не в те руки». Глава Южного командования ВС генерал Бэнц Крэддок выразил обеспокоенность сотрудничеством России и Венесуэлы в области ВТС, поставив под сомнение факт, что конечным адресатом 100 тыс. автоматов Калашникова и другого вооружения будет именно Венесуэла. «Если Венесуэла экспортирует оружие для защиты своего суверенитета и границ, конечно, она может делать это, как и любая другая страна... Но если речь идет об экспорте нестабильности – это меняет дело», – заявил генерал Крэддок, которого пригласили выступить в сенатском комитете Конгресса по вооруженным силам в минувший вторник. Крэддок фактически повторил февральское заявление Госдепа, согласно которому оружие из России «может оказать дестабилизирующее влияние» в регионе. Опасения генерала Крэддока были озвучены через несколько дней после объявления Москвой о поставке в Венесуэлу 10 вертолетов. Контракт 10 марта подписали министр обороны Венесуэлы Хорхе Луис Гарсиа Карнейро и глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.
В течение последних месяцев Вашингтон активно говорит о своих опасениях в связи с военным сотрудничеством Москвы с Сирией и Венесуэлой. Тревогу у американцев вызывают перспективы попадания российского оружия в руки боевиков «Хезболлах» через Сирию или бойцов революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) через Венесуэлу. Москва неустанно заверяет, что не собирается продавать сирийцам смертоносные ПЗРК «Игла», а зенитно-ракетные комплексы малого радиуса действия «Стрелец», по которым с Дамаском ведутся переговоры, безопасности союзника США – Израиля, «не угрожают».
То же самое касается Венесуэлы. Как заявил «НГ» замдиректора ДИП МИД РФ Михаил Троянский, опасения Вашингтона «представляются искусственными и надуманными». «Мы ясно высказали свою позицию в нашем комментарии от 11 февраля: подобные подозрения могут распространяться на любое оружие, продаваемое на международных рынках». Дипломат подчеркнул, что никто из соседей Венесуэлы озабоченности по поводу российских поставок не выражает и что Россия действует строго в рамках международных правил, связанных с экспортом вооружений. «Мы подчеркиваем, что говорить о какой-либо дестабилизирующей роли в регионе в связи с этими поставками просто смешно, поскольку в некоторые соседние (с Венесуэлой) страны осуществляются несоизмеримо большие поставки американского вооружения», – отметил Троянский.
Тревогу Вашингтона в то же время усиливают новые операции «русской мафии». Вчера американские СМИ сообщили об аресте 18 членов международной преступной группы, которых обвиняют в попытке контрабандного ввоза на территорию страны оружия на сумму 2,5 млн. долларов. В «ассортименте», который, по словам задержанных, должен был поступить из России, якобы были переносные зенитно-ракетные комплексы, гранатометы, пулеметы и другое вооружение. По словам прокурора Южного округа Нью-Йорка Дэвида Келли, США сотрудничают с иностранными правительствами с целью обнаружения этого оружия. «Похоже, мы имеем дело с людьми из военных кругов в Восточной Европе», – отметил Келли.
Основными фигурантами по делу, которое ФБР ведет с марта прошлого года, выступают выходец из ЮАР Кристиан Спайс и выходец из Армении Артур Соломонян. Из показаний последнего следует, что оружие должно было поступить из России, в частности из «излишков» российских военных в Чечне, и доставлено в США на корабле. Спайс утверждает, что состоит в тесных связях с «русской мафией» в Нью-Йорке. Помимо ПЗРК, автоматов и пулеметов подозреваемые, как утверждается, также предлагали поставить обогащенный уран, очевидно, для создания «грязной бомбы». Разоблачили преступную сеть с помощью внедренного агента ФБР, который выступал в роли «покупателя», утверждая, что «товар» нужен для террористов.
Как заявил «НГ» бывший сотрудник Главного разведывательного управления Виталий Шлыков, сегодня контроль за экспортом российских вооружений осуществляется несколько более эффективно, чем в 90-х годах. Тогда, по некоторым данным, было незаконно продано оружия на сумму более 1 млрд. долл. По словам Шлыкова, оружие попадает в третьи руки главным образом через страны, купившие его у России на законных основаниях. Основная проблема в том, что у России, в отличие от Америки, нет эффективного механизма контроля путей движения экспортируемого оружия, хотя формально в договорах оговаривается этот вопрос. «Эту задачу должен решать МИД. Но у внешнеполитического ведомства нет специальной разведывательной службы, которая скрупулезно отслеживала бы все факты передачи оружия в третьи руки, как это делается в Госдепе», – отметил Шлыков.
В то же время, по словам ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Эмиля Дабагяна, США недовольны тем, что Венесуэла ищет альтернативных поставщиков вооружения, в то время как ранее Вашингтон обладал монополией на продажу этой продукции Каракасу. Эксперт напомнил слова президента Чавеса о том, что США сами хотели бы снабжать оружием его страну, но только по более высоким ценам.