Иранский президент Мохаммад Хатами и венесуэльский лидер Уго Чавес не переоценивают масштабы стоящих перед ними проблем.
Фото Reuters
Иранская ядерная программа, ставшая в последние два года серьезным фактором трансатлантического раскола, вдруг дала повод для сближения, в котором приняла участие и Россия. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила о поддержке усилий «тройки» ЕС в переговорах с Тегераном и даже предложила поддержку его заявки на вступление в ВТО, если страна откажется от ядерной программы. Кроме того, иранцам обещана возможность покупать запчасти для своих гражданских самолетов американского происхождения.
В Москве положительно оценили инициативу Райс. В комментарии по этому поводу официального представителя МИД РФ Александра Яковенко выражается надежда, что «новые элементы политики США... будут позитивно вписываться в линию, которую проводят как Россия, так и западноевропейские страны в стремлении снять все вопросы в отношении характера ядерной программы Ирана».
Не исключено, правда, что на Смоленской-Сенной поторопились, поскольку предложенный Райс «пряник» не заинтересовал иранцев. Президент Мохаммад Хатами назвал предложения Вашингтона «смехотворными». По его словам, Тегеран не собирается отказываться от своей ядерной программы, которая носит мирный характер. По его словам, страна вправе располагать ядерной технологией и не ставить себя в подчинение могущественным державам.
В приведенной выше взаимной перепасовке дипломатическими репликами наиболее интересны перемещения ведущих игроков. Райс высказывалась накануне своего начинающегося сегодня турне по 6 странам Азии (Пакистан, Индия, Афганистан, Япония, Китай). Гибкость, которую она продемонстрировала этим своего рода гамбитом, призвана помочь Райс добиться взаимопонимания в ведущих азиатских столицах по важной теме нераспространения оружия массового уничтожения. Ведь во всех названных выше странах, разумеется, кроме Афганистана, на одном из центральных мест в переговорах будет вопрос об иранской и северокорейской ядерных программах.
Хатами дал свои комментарии в венесуэльской столице Каракасе, где он в числе прочего обсуждал с президентом Венесуэлы Уго Чавесом тактику поддержания нынешнего высокого уровня цен на нефть. Как считают обозреватели, нефтяной фактор, бесспорно, повлияет на позицию по Ирану лидеров тех стран, которые посетит Райс, – ведь они, прежде всего Китай, Япония и Корея, являются крупнейшими импортерами нефти из Ирана.
В Европе в общем позитивно оценен нынешний поворот Вашингтона от недавних угроз войной к дипломатии. Однако там не ожидают скорых результатов. По установившейся оценке, серьезных решений Тегерана в ту или иную сторону можно ожидать лишь после июня, когда в Иране пройдут парламентские выборы. Именно тогда от властей ожидают перехода от лозунговости политических заявлений, в какой-то степени ориентирующихся на настроения избирателя, к практическому определению долгосрочного курса страны во внутренней и внешней политике. Это будет своего рода момент истины в политике Тегерана.