В Москву с рабочим визитом вчера прибыл председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден. Это его первый зарубежный вояж. Как пояснили «НГ» в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге, на российскую столицу выбор пал в связи с тем, что ван дер Линден «придает очень большое значение сотрудничеству с этой страной». В Страсбурге также подчеркивают, что визит совершается по приглашению спикера Госдумы Бориса Грызлова. В списке собеседников гостя значатся министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник президента по внешней политике Сергей Приходько, спикеры верхней и нижней палат парламента Сергей Миронов и Борис Грызлов.
Ван дер Линден планирует обсудить роль России в Совете Европы в свете ее предстоящего председательства в комитете министров СЕ в 2006 году, а также подготовку к майскому саммиту Совета Европы в Варшаве. Но на первый план в связи с последними событиями выходит, похоже, урегулирование чеченской проблемы.
В Страсбурге вчера уклонились от ответа, привез ли ван дер Линден в Россию конкретные предложения по Чечне. В ПАСЕ пока делают акцент на своей инициативе по организации круглого стола для обмена мнениями между политиками из Чеченской Республики и российскими федеральными властями. Мероприятие должно состояться в Страсбурге 21 марта. Согласно принятой в октябре резолюции ПАСЕ № 1402, за стол не смогут сесть «те, кто отказывается признать территориальную целостность РФ, а также те, кто провозглашает терроризм методом достижения своих целей».
По словам ван дер Линдена, у ПАСЕ нет «волшебного» решения по Чечне, но ассамблея продолжит делать все возможное, чтобы «положить конец человеческим страданиям и вернуть Чеченскую Республику к нормальной жизни». «Насилие и кровопролитие – это не решение. Чеченский народ заслуживает лучшего», – отметил председатель ПАСЕ. Ван дер Линден выразил надежду, что гибель Масхадова не спровоцирует рост насилия и не приведет к ухудшению ситуации в республике. Председатель отметил при этом, что в соответствии с принципами Совета Европы Масхадова следовало привести к суду.
Это типичная сдержанно-негативная реакция Запада на уничтожение лидера сепаратистов. Однако иные комментарии последних дней вызвали недоумение Москвы. Так произошло, например, с заявлением МИД Польши, согласно которому уничтожение Масхадова было оценено «не просто как преступление, но также и политическая глупость и большая ошибка».
Пресс-секретарь Комиссии Европейского союза Амадеу Альтафах был осторожнее. Он заявил, что Евросоюз «продолжает выступать за политическое урегулирование конфликта в Чечне, урегулирование, основанное на поддержке и доверии народа и уважающее территориальную целостность России». При этом Альтафах заметил, что все выше сказанное также подразумевает уважение верховенства закона, прав человека и демократических принципов.
Официального заявления НАТО по поводу гибели Масхадова не последовало. Источник «НГ» в штаб-квартире Североатлантического союза отметил, что «осуждать или приветствовать это убийство союзники не намерены». В целом в НАТО полагают, что происшедшее не решает чеченскую проблему, а также пока не гарантирует того, что в республике будет развиваться политический процесс. «Никто не сомневается в необходимости борьбы с терроризмом, но хотелось бы увидеть политическую составляющую в разрешении конфликта», – сказал наш собеседник. По его словам, в Брюсселе не склонны поддерживать аргументы Москвы о том, что Вашингтон, мол, также не ведет переговоры с террористами из «Аль-Каиды». По крайней мере люди бен Ладена не предлагали Соединенным Штатам сесть за стол переговоров. В случае с Масхадовым возникает сомнение, стоит ли ликвидировать людей, демонстрирующих готовность к диалогу, заявляют в НАТО. «Мы внимательно следим за развитием ситуации в Чечне и ожидаем от Москвы проявления готовности к политическому процессу», – резюмировал источник.
Реакция депутатов Европарламента была, пожалуй, наименее сдержанной. Парламентарии выразили серьезную озабоченность перспективами мирного урегулирования конфликта. «Убийство Масхадова лишило нас навсегда возможности узнать, насколько справедливы были обвинения против него», – сказал депутат из Нидерландов Кэмил Эрлингс. «Возможно, для русских в краткосрочной перспективе его убийство – это игра, но в долгосрочной перспективе оно делает мирное урегулирование чрезвычайно сложным». В свою очередь, бельгийский законодатель Барт Стэс подчеркнул, что может «охарактеризовать эту смерть не иначе, как политическое убийство». Позиция Европарламента всегда была за мирное урегулирование с участием всех заинтересованных сторон, а г-н Масхадов был одной из этих сторон, добавил депутат.
Европарламентарии поддержали планы Комиссии ЕС направить на Северный Кавказ миссию для оценки ситуации в период с 13 по 18 марта. В Брюсселе утверждают, что отправка делегации обсуждалась с Москвой еще пару месяцев назад и никак не связана с уничтожением Масхадова. Целью миссии станет выявление возможностей содействия мирному урегулированию и восстановлению республики.