Диалог между Москвой и Вашингтоном чуть было не привел к демонтажу одного из важнейших соглашений в области международной безопасности – Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Из источников в администрации США стало известно, что министры обороны двух стран Сергей Иванов и Дональд Рамсфелд недавно обсуждали возможность выхода России из договора, по которому в свое время был ликвидирован целый класс ракетных вооружений.
Соглашение, заключенное в 1987 году, покончило с ракетным кризисом, возникшим в Европе в связи с размещением в ряде стран НАТО и Варшавского договора ракет «Першинг-2» и СС-20. Последние известны у нас как РСД-10, или «Пионер». При этом сам документ рассматривался как крупный вклад в дело мира и обеспечения международной безопасности. Теперь самой постановкой вопроса о возможности выхода из него Кремль поставил под вопрос эту оценку.
Встреча в Пентагоне между Сергеем Ивановым и Дональдом Рамсфелдом, состоявшаяся 11 января с.г., могла привести к тому, что баллистическая ракета «Пионер», в последний раз запущенная на полигоне Капустин Яр в мае 1991 года, могла бы вновь получить право на существование. Как было официально объявлено после переговоров, министры согласовали текст российско-американского соглашения о контроле за оборотом переносных зенитных комплексов (подписанного позднее на саммите в Братиславе). Все обратили тогда внимание на тот факт, что вслед за этой встречей Иванова принял в Белом доме президент Джордж Буш. Это было расценено как свидетельство особой важности, которую придавали в США визиту российского министра и достигнутым с ним договоренностям.
Теперь же выясняется, что ракетная тема была затронута министрами в более широком плане и вышла за рамки проблемы борьбы с распространением в мире «Стингеров» и «Игл». Согласно сообщению английской газеты «Файнэншл таймс», ссылающейся на источники в американской администрации, Иванов поинтересовался у главы Пентагона, как он мог бы отнестись к возможному выходу России из режима Договора о РСМД. Рамсфелд якобы ответил, что это его «не волнует».
В дальнейшем, однако, такая постановка вопроса была аннулирована обеими сторонами. Посетившая Вашингтон российская дипломатическая делегация специально проинформировала американцев, что Москва не собирается выходить из Договора о РСМД. Получается, что слова Иванова дезавуировал МИД РФ? Или, может быть, Рамсфелд что-то недослышал или недопонял?
Иначе ныне заговорили и американские власти. Как заявил, в частности, глава пресс-службы военного ведомства США Лоренс ДиРита, США как страна, подписавшая договор, против его отмены или выхода из него других стран. Чиновники Пентагона поясняют, что их министр просто имел в виду, что у других стран, в частности, Китая и европейских государств больше оснований беспокоиться по поводу такого развития событий, чем у США.
Такие пояснения дают повод еще для одной версии: Иванов упомянул подобный вариант в качестве контраргумента каким-то тезисам Рамсфелда. Ведь не секрет, что «министр-ястреб» не прочь снять с США те или иные ограничения на гонку вооружений (или самоограничения вроде моратория на возобновление ядерных испытаний). На это Иванов мог откликнуться своим контртезисом, своего рода угрозой, которая в принципе не нова. Известно, например, что в период международного кризиса, вызванного вмешательством НАТО в Югославии в 1999 году, в российских военных экспертных кругах уже обсуждалась идея выхода из Договора о РСМД, но в итоге она была признана непродуктивной.
Как сейчас российские военные эксперты смотрят на целесообразность и возможность выхода России из режима Договора о РСМД? На этот вопрос «НГ» отвечает бывший начальник штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Виктор Есин: «Договор о РСМД соответствует интересам нашей страны и полностью сохраняет для нее свое значение. Выход из него нецелесообразен. С военной точки зрения это никак не укрепило бы нашу безопасность. Ведь задачи, которые этот шаг мог бы решать, полностью обеспечиваются наличными ракетными войсками стратегического назначения. А с политической точки зрения это было бы весьма некстати и по праву могло бы рассматриваться как шаг, ослабляющий режим контроля за вооружениями».
Подобное решение не отвечает и интересам России в плане торговли вооружениями, полагает этот эксперт. По его словам, Россия строго соблюдает режим нераспространения ракетных технологий и договоренности на эту тему в рамках «большой восьмерки».
═
Договор с правом выхода
Договор о РСМД был подписан в Вашингтоне 8 декабря 1987 г. Ликвидации подлежали ракеты с дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Кроме того, ликвидировались пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника, размещенная на 32 американских объектах в США, Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландах и 43 объектах в России, 66 объектах на территории других республик бывшего СССР, 6 – в ГДР и 1 – в Чехословакии.
Государства – участники Договора: СССР и США, с 1992 года – Россия, США, Казахстан, Белоруссия, Украина.
21 мая 2001 г. Россия и США подписали в Москве Посвящение в связи с завершением инспекционной деятельности по Договору. В документе отмечается, что за первые три года действия Договора о РСМД были ликвидированы 2692 ракеты средней и меньшей дальности, оснащенные 4000 ядерных боеголовок, из них 1846 ракет ликвидировал Советский Союз и 846 ракет – США.
Договор является бессрочным. Однако каждая из сторон зарезервировала за собой право выйти из него. Уведомление должно быть сделано за шесть месяцев до выхода.