После нашумевшего визита главы российского оборонного ведомства Сергея Иванова в Соединенные Штаты, где он буквально покорил своего коллегу Дональда Рамсфелда, прошло чуть больше месяца. Но американские СМИ по-прежнему вспоминают, как министры похлопывали в январе друг друга по плечу и называли друг друга по именам. Теперь Иванов взялся за укрепление дружеских связей с европейскими коллегами. Вчера он вылетел с официальным визитом в Германию, а затем посетит Италию. Судя по невероятной активности PR-кампании, освещающей нынешнее европейское турне министра, создается впечатление, что полным ходом идет процесс подготовки зарубежного общественного к мнения к принятию кандидатуры нового российского лидера после 2008 года.
Повестка дня встреч Иванова с немецким коллегой Петером Штруком и итальянским министром обороны Антонио Мартино довольно насыщенна. Во многом она повторяет темы, которые российский министр уже обсуждал со своими европейскими гомологами в феврале в Ницце на заседании Совета Россия–НАТО и позднее в Мюнхене в рамках ежегодной конференции по проблемам международной безопасности. Это отношения России с НАТО и Евросоюзом, противодействие новым вызовам и угрозам, ситуация в кризисных регионах мира, наконец, совместные российско-германские антитеррористические учения. Впрочем, отмечают наблюдатели, главное для Иванова все-таки заключается в том, чтобы привлечь сейчас к своей личности максимальное внимание.
Еще накануне отбытия в Германию министр побаловал собравшихся в Москве немецких и итальянских журналистов рядом громких заявлений. Самым сенсационным, пожалуй, стало заявление о том, что Россия в перспективе будет обладать такими стратегическими ракетными комплексами, защиты от которых «нет и не будет». «Россия все равно останется крупной ядерной державой и будет совершенствовать свою ядерную триаду», – подчеркнул он. Не менее бескомпромиссно прозвучали слова министра о возможности вывода российских войск с территории Грузии и Молдавии – «это вопрос двусторонних отношений России с этими странами... в рамках ОБСЕ этот вопрос обсуждать нецелесообразно». Помимо прочего Иванов высказался за то, чтобы Литва предоставила России право военного транзита – такого же, как мы обеспечили Германии и Франции для поставок в Афганистан. Министр нашел что ответить и по темам Сирии и Ирана. Отметив, что Москва ведет с Дамаском «коммерческие переговоры» по поставкам сирийцам зенитно-ракетных комплексов «Стрелец», Иванов подчеркнул, что, если бы Россия прислушивалась ко всем упрекам по части продажи оружия, она не продала бы и половины. Что касается Ирана, то Москва будет делать все возможное, чтобы не допустить появления у Тегерана ядерного оружия. Министр между тем не преминул напомнить, что «газовые центрифуги для обогащения урана в Иран поставляла не Россия, а англо-германо-голландская компания «Юренко», причем поставки осуществлялись через Пакистан».
Впрочем, имидж жесткого и независимого военного-политика, продемонстрированный Ивановым на встрече с иностранными журналистами во вторник, был смягчен появлением в тот же день в российской прессе человеческого интервью. В нем министр обороны рассказал о себе много нового – о том, как в детстве мечтал стать моряком, как впервые напился пьяным в 13 лет, какие отношения складываются у него с женой и даже про собственного 8-килограммового кота.
Одним словом, комбинация для воздействия на европейцев и американцев беспроигрышная.
На вопрос корреспондента «НГ», чем обусловлена мощная пиар-кампания в преддверии поездок министра, его пресс-секретарь Вячеслав Седов ответил, что «это обычная практика накануне визитов в какую-либо страну». Кроме того, перед отлетом министр обороны общался только с немецкими и итальянскими журналистами, а что касается интервью в ряде изданий, то «это была вполне объяснимая пиар-кампания в преддверии 23 февраля – Дня защитника Отечества», сказал полковник Седов. По его словам, данные официальные визиты Иванова не являются спонтанными и придавать им статус неожиданных не стоит. «Оба визита планировались загодя – за год-полтора до нынешней поездки. Они проводятся в рамках подписанных планов двустороннего сотрудничества между российским, германским и итальянским военными ведомствами». По информации Седова, подписания каких-либо двусторонних документов по итогам визитов не планируется.
Как бы то ни было, мощная пиар подготовка перед визитом – это обычно атрибут президентской власти, а не «обычная практика». Или Иванов все-таки примеривается к президентскому креслу?