Поездка Джорджа Буша в Европу, можно признать, удалась. Стороны уже подзабыли свои трения по иракской проблеме; в Европе возобладало мнение, что борьба с терроризмом в ее американском исполнении не несет особой опасности для Старого Света, а в США поняли, что Европу не следует впредь воспринимать как послушного союзника Америки. Можно предположить, что резкие политические противоречия между Соединенными Штатами и Европейским союзом на время сняты с повестки дня.
Визит Буша проходил на фоне глубоких раздумий европейцев о том, «кто они такие». Практически все ведущие издания не столько обсуждали график и диспозицию президентского вояжа, сколько сравнивали экономический и политический потенциал двух сторон Атлантики. И приходили к выводам, имеющим серьезное значение и для российских политиков. Итак, президент американского союза посещал союз европейский, совокупный ВВП стран которого превысил после расширения ЕС показатель США – 10,19 трлн. евро против 9,96 трлн. Он посещал союз, чье население насчитывает 458 млн. человек (против 291 млн. в Америке) и средняя продолжительность жизни которого больше (78,2 года против американских 76,5). Союз, граждане которого не столь состоятельны, как американцы (показатель ВВП на душу населения после расширения составляет 22,3 тыс. евро, тогда как в США – 34,2 тыс. евро), но чьи предприниматели вложили в американскую экономику на треть больше инвестиций, чем американцы – в европейскую. Союз, который тратит на военные нужды всего лишь 122 млрд. евро в год – сумму, на 30% меньшую, чем положительное внешнеторговое сальдо одной только Германии! И потому Бушу было все труднее ощущать себя в Европе хозяином, а не почетным гостем.
Это наложило отпечаток и на протокол визита. Европейцам наверняка было приятно видеть американского президента на пресс-конференции стоящим рядом с «равными» ему политиками: нынешним президентом Еврокомиссии и бывшим премьером Португалии Жозе Мануэлом Дураном Баррозу, премьер-министрами Люксембурга и Бельгии – Жан-Клодом Юнкером и Ги Верховстадтом. Было нечто подчеркнуто корректное в посещении Брюсселя – реальной столицы Европы – и Майнца, находящегося в сердце германской экономики. И хотя вряд ли за этой корректностью предполагался какой-то скрытый смысл, в ней было нечто, способное наводить на определенные размышления.
И вот на какие. По сути, визит Буша в Европу (не считая его вежливого заезда в Словакию) был визитом лишь в одну часть Европы. А именно – в ту, которую привычно стало называть «зоной евро». Эту зону многие считают регионом низкого экономического роста и высокой безработицы. Но по итогам 2004 года прирост ВВП в странах еврозоны составил 2,1%; укрепление евро к доллару за тот же период – 27%; совокупный объем экспорта капитала – более 190 млрд. евро; а суммарное положительное сальдо торгового баланса – 84 млрд. евро. Однако Соединенные Штаты в своей европейской политике поставили, как выяснилось, на тех, кто громко кричит, но мало делает (или даже может сделать). На Британию, имеющую бюджетный дефицит больший, чем позволено иметь континентальным странам, а отрицательное сальдо в торговле – перевешивающее все положительное значение еврозоны (89 млрд. евро). И на страны Восточной Европы, поддержавшие американскую внешнюю политику, но по уровню жизни в три раза отстающие от богатых западных соседей и находящиеся у Брюсселя «на коротком поводке». Оба «фланга» американских союзников – это головная боль европейского «центра», и от этого трудно отвлечься непредвзятым наблюдателям.
Между тем экономическое положение самих США сегодня не столь хорошо, чтобы продолжать разыгрывать политические многоходовки без оглядки на хозяйственные проблемы. За 2004 год доля евро в мировых валютных резервах выросла с 11,8 до 19,7% (а доллара снизилась с 69,8 до 63,8%), и сейчас почти 54% всех новых долгосрочных займов оформляются в евро. В ноябре 2004 г. приток капиталов в США (48,1 млрд. долл.) впервые оказался недостаточным даже для покрытия отрицательного сальдо в торговле с остальным миром (56,0 млрд. долл.). Общий же внешнеторговый дефицит Америки поставил очередной рекорд – 639 млрд. долл. Постепенно даже Бушу становится ясно, что политическое влияние может служить лишь продолжением, но не замещением экономической мощи. И потому укрепление отношений со странами «зоны евро» должно стать для США не временным маневром, а долгосрочным приоритетом. Насколько это достижимо в 2005 году?
Мне кажется, что для особой обнадеженности нет оснований. Сознание и мироощущение Буша не изменилось после 2 ноября так же сильно, как его внешний облик. Хотя президент и выглядит помолодевшим, он не пересмотрел своих взглядов. И не изменил отношения к союзникам. Он по-прежнему верит в американскую экономическую мощь и в то, что страна с самым большим дефицитом платежного баланса по праву занимает самую верхнюю строчку в мировом рейтинге конкурентоспособности. Что не только иракский, но теперь уже и иранский народ жаждет демократии, и что последовательные нападения на страны, якобы рвущиеся к обладанию ядерным оружием, сократят число желающих его обрести. Видимо, нам не суждено в 2005 году увидеть обещанного президентом сокращения дефицита федерального бюджета США. Но не исключено, что нам суждено увидеть ракетно-авиационный удар по Ирану, саму идею которого Буш назвал абсурдной на пресс-конференции в Брюсселе. И тогда, возможно, американскому президенту снова потребуется одобрение европейских «флангов». Но вот о поддержке со стороны европейского «центра» ему точно придется забыть. Так что европейское «затишье» февраля 2005 года может оказаться непродолжительным. А жаль.