Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подписал приказ об эвакуации поселенцев, не заручившись большинством в «Ликуде».
Фото Reuters
Из израильских тюрем вчера были освобождены пятьсот палестинских заключенных. Этот шаг «доброй воли», направленный на поддержку палестинского лидера Абу Мазена, вызвал серьезные протесты в самом Израиле. Организация пострадавших от террора «Альмагор» подала иск в Верховный суд с требованием наложить вето на освобождение тех заключенных, кто лишь недавно был арестован за террористическую деятельность. Суд, хоть и покритиковал решение правительства, но вмешиваться не стал.
Главным же «проектом» на палестинском направлении для правительства Ариэля Шарона является план по уходу из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан, окончательно одобренный в минувшее воскресенье. 17 министров проголосовали за план Шарона и лишь пять против него. Израильский премьер назвал принятое решение одним из самых трудных в его жизни. Отступление начнется 20 июля и продлится примерно восемь недель. За это время будут демонтированы военные объекты, полностью выведены войска и – что сейчас представляется самым сложным – демонтированы еврейские поселения. После заседания правительства Шарон и министр обороны Шауль Мофаз подписали официальные приказы об эвакуации поселенцев. План отделения стал практически необратимой реальностью.
Решение об уходе из Газы и Западного берега стало вторым подобным решением за всю историю страны. Около трех десятилетий назад премьер-министр Израиля Менахем Бегин и президент Египта Анвар Садат заключили мирное соглашение, в рамках которого Израиль отступил с Синайского полуострова, демонтировав все гражданские поселения.
Несмотря на одобрение плана Шарона, положение премьера остается нестабильным. Влиятельный министр финансов Биньямин Нетаньяху голосовал «против». «Необходим референдум. Лишь так можно снизить накал в обществе и уменьшить вероятность гражданской войны», – заявил Нетаньяху. Министр иностранных дел Сильван Шалом, хотя и голосовал «за», не скрывает своей неудовлетворенности отсутствием референдума. Мощная оппозиция внутри «Ликуда» готовится к голосованию по бюджету. Там у Шарона до сих пор нет гарантированного большинства. Отсутствие одобренного бюджета к 31 марта означает автоматический роспуск парламента и досрочные выборы. Бюджетная преграда – последняя на пути Шарона к реализации плана отделения от палестинцев.
Между тем палестинский лидер Абу Мазен изложил в интервью немецкому журналу «Шпигель» свою программу и очертил круг требований для окончательного урегулирования израильско-палестинского конфликта. Он вновь потребовал ликвидации всех еврейских поселений на территориях и создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Что касается проблемы беженцев, Абу Мазен заявил, что «есть место для переговоров по этому вопросу». Это свидетельствует о смягчении позиции палестинского лидера, который до недавнего времени требовал от Израиля признания права на возвращение всех беженцев.
Палестинский лидер ожидает одобрения нового состава правительства – первого «послеарафатовского» кабинета, который и займется дальнейшим урегулированием. Вчера фракция правящего движения ФАТХ в законодательном собрании Палестинской автономии (ПА) одобрила состав нового правительства. Кабинет во многом обновился, но, по мнению ряда палестинских политиков, недостаточно. Из 24 министерских кресел новым лицам достались лишь пять. Правда, два из них ключевые – внутренних и иностранных дел. Теперь правительству предстоит получить одобрение всего палестинского парламента. Там ФАТХ занимает две трети мест, но с учетом того, что окончательное решение движение приняло с большим трудом, новый кабинет может и не пройти.
Пока же новыми лицами кабинета должны стать следующие палестинские политики. Министром внутренних дел, который также будет командовать силами безопасности, назначен Насер Юсеф. Он и раньше претендовал на эту должность, но Арафат предпочел своего друга Хакама Балауи. Министром по делам кабинета должен быть Мухаммед Дахлан – один из наиболее активных оппонентов Арафата. На пост министра информации ждет назначения еще одни реформист – Набиль Амр. Его чуть было не убили агенты Арафата за критические высказывания в адрес властей в прошлом году. Смещена с должности министра по социальным вопросам вдова известного лидера сопротивления Абу Джихада, Интисар аль-Вазир. Ее должна заменить малоизвестная Далал Салама. Единственный родственник Арафата в новом кабинете – Насер аль-Кидва, который представлял ПА в ООН, теперь должен быть назначен министром иностранных дел, сменив на этом посту Набиля Шаата.
═
Иерусалим