– Господин Аслунд, кто явился инициатором слушаний и какие темы будут обсуждаться?
═
– Тема слушаний – отступление демократии в России. Запланировано две сессии. На первой выступят представители Михаила Ходорковского и ЮКОСа. Вторая посвящена внутренней политике России. В ходе этой сессии выступят три докладчика: президент неправительственного проекта «Демократия переходного периода» Брюс Джексон, директор программ Евразии Международного республиканского института Стивен Никс и я. Нам предложено высказаться по следующим вопросам: ваш взгляд на события в России, их потенциальное влияние на будущее российско-американских отношений и анализ политики России на территории бывшего СССР. Инициаторами слушаний выступили председатель комитета Ричард Лугар – сенатор-республиканец, который очень интересуется Россией, а также сенатор-демократ Джозеф Байден. Именно эти два человека в основном решают, что обсуждает сенатский Комитет по международным делам. Администрация в данном случае практически не оказывает влияния.
Подобные слушания имеют большой резонанс. Достаточно часто они транслируются по телевидению, например, по американскому каналу C-Span. Транскрипты дискуссий также распечатываются и распространяются. То, что 17 февраля прозвучит в комитете, может повлиять на мнение американской политической элиты.
═
– Какова ваша оценка демократических преобразований в России? В чем главная проблема российской демократии?
═
– Проблема прежде всего заключается в том, что Кремль манипулирует всеми механизмами, препятствуя таким образом выражению воли народа. Сначала «взяли» ОРТ, затем НТВ, потом ТВ-6, ТВС и т.д. Первое можно понять – это узурпация госканала. Но что касается НТВ, ТВС и ТВ-6, то это совсем неприемлемо. Кроме того, из региональных выборов теперь исключаются независимые кандидаты. Можно каким-то образом объяснить и оправдать какой-то один из этих мелких шагов, но когда делаются сотни шагов в одном и том же направлении, все становится предельно ясно.
═
– Происходят ли существенные изменения во внутренней и внешней политике Москвы по сравнению с первым президентским сроком Владимира Путина, и чем они, на ваш взгляд, обусловлены?
═
– Думаю, что сейчас речь идет о совсем другом режиме. Я провел бы параллели с Альберто Фухимори в Перу или Карлосом Менемом в Аргентине. В ходе своих первых сроков это были отличные президенты, но их второй срок стал настоящей катастрофой. Фухимори даже не закончил свой второй срок. В ходе первых четырех лет своего президентства Путин пробовал консолидировать власть. Он пробовал делать то, что хотел видеть народ. Но сейчас, консолидировав власть, он показывает свое истинное лицо. Есть и другое объяснение: в первом сроке Путин балансировал между одним злом в лице олигархов и вторым злом в лице спецслужб. Теперь одна из этих сторон победила. Я считаю, что арест Ходорковского продемонстрировал, что Россию контролирует маленькая группа из Питера. Эти люди сидят наверху государственной администрации, на больших госпредприятиях. Они не хотят никаких реформ, поскольку в этом случае государственная администрация и большие госпредприятия потеряют власть и влияние. Поэтому в России реформы сейчас могут проводиться только в социальной сфере. Но реформирования только социальной сферы, естественно, недостаточно. Я думаю, что нынешний режим не способен проводить реформы. Он скорее рухнет, чем реформируется.
═
– Вы сказали, что на слушаниях в сенатском комитете будет идти речь и о «деле ЮКОСа». Как, на ваш взгляд, оно сказалось на российско-американских отношениях – как экономических, так и политических?
═
– Думаю, что прямое влияние было не очень большим, но опосредованные эффекты намного более важны. Во-первых, идет конфискация ЮКОСа, а конфискацию никто и никогда не любит, особенно те, кто занимается бизнесом. Во-вторых, налоговая реформа в России выглядит как насмешка, а это, пожалуй, лучшая реформа Путина. В-третьих, насмешкой кажется и судебная реформа. В России действует сейчас старое советское телефонное право. В-четвертых, американским предприятиям очень сложно работать на энергетическую России. Мы давно видим, что большие энергетические проекты между Россией и США не развиваются и не заключаются. Например, после суда в Хьюстоне, американская компания уже не может купить ЮКОС или «Юганскнефтегаз» – возникло бы слишком много юридических сложностей в США.
═
– Что, на ваш взгляд, означает для Москвы и Вашингтона предстоящая встреча Буша и Путина в Братиславе?
═
– Президент Буш практически не критиковал Путина ни за что до этого. Сейчас критика будет. Речь идет уже о новой американской политике. США будут критиковать конкретные изменения в России, которые им не нравятся. Причина в том, что была проведена ревизия политики. Импульсом послужило не «дело ЮКОСа», а прежде всего события на Украине. В связи с Украиной Кремль прямо выступил против США. Его замечания прозвучали, в частности, в Индии. У администрации Буша всегда был удивительно мягкий подход к нынешней российской власти, что очень нехарактерно, учитывая то, что эта администрация занимает жесткую позицию по внешней политике. Видимо, Буш не хотел критиковать российского лидера из-за личных хороших отношений с ним, несмотря на то, что этого здесь хочет вся администрация, практически вся общественность и большинство СМИ. Но Украина стала последней каплей. Можно сказать, что Россия объединила в противостоянии себе Соединенные Штаты и Европейский союз. Сделать это было нелегко после того, как у последних возникли разногласия по Ираку. И все же это удалось.
═
– Ожидаете ли вы после «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» на Украине смену режимов в других странах СНГ?
═
– Полагаю, что возможны несколько демократических революций. Это обусловлено рядом причин. В странах СНГ сейчас прекрасные макроэкономические показатели. Структурные реформы там идут достаточно быстро. Если сравнить уровень макроэкономики в СНГ и в Латинской Америке, то в последней структурные реформы идут гораздо хуже. В то же время в Латинской Америке мы видим в основном демократию, а в СНГ в основном мягкий авторитаризм, в том числе и в России. В СНГ сейчас есть сильный класс бизнесменов, которые не хотят действовать под диктатом государства. Приближаются президентские выборы в Киргизии, и неясно, кто будет кандидатом от власти. Киргизия выглядит как самый очевидный кандидат на смену режима. Что касается России, то тут потребуется немного больше времени.
═
Вашингтон