Директор Берлинского фестиваля Дитер Косслик: «А теперь мы поговорим о сексе».
Фото Reuters
Фестиваль еще не успел начаться, а претензии к нему сыплются со всех сторон и по всевозможным поводам. Возможно, оттого, что привычный имидж Берлинале как интеллектуального кинофорума рассеялся, а другой внятный имидж пока не появился. Действительно, с приходом нового фестивального руководства, случившегося несколько лет назад, Берлинале начало слегка лихорадить. Голливудские красоты стали слишком тесно соседствовать с невнятными авторскими опусами, неизящная политкорректность уютно разместилась рядом с «голубым» конкурсом, ну а журналистам перестали оплачивать проживание, что не могло не вызвать раздражения и неудовлетворенности художественным уровнем фестивальных фильмов.
Тем не менее звезды приезжают в слякотный февральский Берлин очень охотно, не менее охотно, чем в душистые майские Канны и вполне демократично перебегают из здания в здание, прикрывая многодолларовые прически от мокрого снега местной газеткой с собственным изображением на первой полосе. Если в Каннах журналистов не подпускают к звездам на пушечный выстрел без предварительных мучительно добытых договоренностей, то берлинская пасмурная промозглость словно сближает небожителей и их описателей. Вроде как всем нам холодно, все мы здесь на работе, «и это все любви счастливые моменты».
Впрочем, слишком расслабляться не стоит. В этом году с самого первого дня – обстановка рабочая (и открытие – было рабочим). Грандиозного обвала звезд не предвидится (хотя частенько приезжают и не заявленные заранее знаменитости). Из суперзвезд обещали приехать Киану Ривз, Катрин Денев, Жерар Депардье, Гленн Клоуз, Уилл Смит, Анжелика Хьюстон. Команду просто звезд представят Денни Дэй-Льюис, Кристина Скотт Томас, Дэнни Куэйд и много еще звездочек средней величины. Как всегда, за интервью с крупными звездами предстоят жаркие схватки с потерей нервов и времени, однако, как показывает невеселая практика, с мировыми пиар-агентствами за границей все же договориться порой легче, чем на родной земле с родными пиарщиками. Первые, как правило, максимум, что могут от тебя потребовать, – это в нагрузку к интервью со звездой взять интервью у режиссера фильма, в котором звезда снялась.
Одна из главных претензий к нынешнему, едва только начавшемуся Берлинскому фестивалю, – личность президента жюри, Роланда Эммериха, немецкого режиссера, снявшего в Голливуде «День независимости», «Годзиллу», «Патриота». Что и говорить, Эммерих – режиссер, уважаемый в среде тинейджеров и других пожирателей поп-корна, однако в серьезных кинокругах к нему относятся примерно как к Каменному гостю из «Дон Жуана» – роль, несомненно, нужная и заметная, но изощренного художественного таланта не требующая. Демонстративный демократизм Берлинале и правда слегка зашкаливает, если это, конечно, можно назвать демократизмом, а не умышленным отходом от привычного имиджа «интеллектуального» фестиваля.
Помимо Эммериха судить кино в Берлине на сей раз будут наша полусоотечественница Ингеборга Дапкунайте, чуть было не получившая в прошлом году «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль в сладенькой мелодраме «Зимняя жара», украинский режиссер Андрей Курков, знаменитый дизайнер Нино Черутти...
Самые известные имена, представленные в конкурсе, – Режис Варнье и Андре Тешине, оба французы, и хотя французское кино в последнее время слишком сосредоточилось на проблемах низа и их объяснении с точки зрения фрейдизма, к двум упомянутым режиссерам это не относится. Тешине, признанный классик французского и мирового кино, привез в конкурс фильм о любви тридцатилетней давности (бывших любовников играют Жерар Депардье и Катрин Денев), Варнье – картину о работе антропологов в Африке (тема которой так мила в этом году сердцу Берлинского фестиваля), привезших оттуда пару пигмеев, дабы подтвердить догадку о существовании промежуточного звена между обезьяной и человеком. Кто в роли пигмеев – пока неизвестно.
Сам Дитер Косслик, директор Берлинского фестиваля, не скрывает своих пристрастий по части тематики и основных проблем, что будут подняты на нынешнем Берлинале. В предфестивальном релизе он пояснил, что вопросы секса и порнографии будут затронуты на фестивале самым подробным образом. И, судя по программе, не лукавит, достаточно посмотреть синопсисы фильмов: «жена психиатра переживает страсть с пациентом своего мужа», «фильм о человеческом отчуждении с большим количеством секса и музыки», «бунт против привычного уклада со стороны молодой нестандартной семьи»...
Кроме Африки и секса, 55-й Берлинале – так уж сложилось – намерен поэксплуатировать тему стремительно надвигающейся смерти. Нам покажут последние дни Франсуа Миттерана в исполнении блистательного Мишеля Буке, последние дни основательницы подпольного антифашистского движения «Белая роза» и даже последние сорок восемь часов из жизни двух палестинских террористов. Не говоря уж о последних днях известной героини по имени Кармен, на сей раз чернокожей, приехавшей из ЮАР, в новой версии новеллы Проспера Мериме.
Берлин