Махмуда Аббаса и Ариэля Шарона разделяет не только стол переговоров.
Фото Reuters
Израиль и Палестинская автономия договорились о перемирии. На саммите, состоявшемся вчера в египетском курортном городе Шарм-эш-Шейх, израильский премьер-министр Ариэль Шарон и палестинский лидер Махмуд Аббас (Абу Мазен) пообещали друг другу прекратить огонь и начать подготовку условий для возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке. Значимость переговорам придавал не только тот факт, что это первая за минувшие пять лет встреча на высшем уровне между палестинской и израильской сторонами, но и участие в них президента Египта Хосни Мубарака и короля Иордании Абдаллы. На Западе заговорили о возрождении «Дорожной карты» и реальном шансе создания независимого государства Палестина. Практика ближневосточного урегулирования, однако, показывает, что подобные договоренности, как правило, оказывались неспособными реально повлиять на ситуацию в регионе.
Примерно пять лет назад, в октябре 2000 года, здесь же, в Шарм-эш-Шейхе, Ясир Арафат встречался с тогдашним израильским премьером Эхудом Бараком, чтобы попытаться положить конец только что начавшейся тогда второй интифаде. Саммит провалился. Встреча Шарона и Аббаса, однако, прошла в совершенно новой атмосфере. Несмотря на массовые демонстрации египтян против приезда главы израильского правительства, принимающая сторона приложила максимум усилий к тому, чтобы саммит прошел успешно. Израильский флаг, который египтяне отказались вывесить в честь приезда Барака, на этот раз был поднят. Это стало одним из символов нового подхода к разрешению кризиса. Оба лидера широко улыбались и, перед тем как сесть за стол переговоров, пожали друг другу руки. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности для того, чтобы не допустить попыток экстремистов сорвать мероприятие.
Несмотря на столь оптимистическую атмосферу, по итогам встречи главные действующие лица саммита ограничились лишь тем, что зачитали заранее согласованные заявления, в целом не содержащие ничего нового. Аббас вновь заверил, что у «одного государства может быть лишь одна армия», имея в виду необходимость разоружения ХАМАСа и других экстремистских палестинских группировок. Шарон же напомнил об «окне возможностей», которое открылось «в результате перемен в руководстве автономии», и в очередной раз призвал к отказу от насилия и возобновлению полноценных переговоров. Таким образом, настороженность и взаимное недоверие между сторонами ближневосточного конфликта явно сохраняется. Оптимистичней всего, как ни странно, настроены простые израильтяне. Согласно данным проведенного на днях социологического опроса, 60% респондентов верят в начало «периода тишины», а 40% считают, что саммит приведет к оживлению дипломатического процесса и, возможно, к окончательному урегулированию конфликта.
На деле остается еще множество острых вопросов, а шаткое затишье может быть прервано в любой момент. Израиль согласен освободить сектор Газа и часть Западного побережья Иордан, только если палестинское руководство нейтрализует угрозу со стороны боевиков. В свою очередь, Абу Мазен будет продолжать настаивать на том, что государство Палестина должно включать кроме сектора Газа весь Западный берег и Восточный Иерусалим, а беженцам дано право вернуться на те территории, которые им пришлось покинуть. Вряд ли Израиль выполнит когда-либо все эти условия.
И Израиль, и Палестинская автономия рассчитывают на поддержку международного сообщества, прежде всего США. Вашингтон, хоть и отказался от непосредственного участия во вчерашнем саммите, демонстрирует готовность спонсировать мирный процесс. Только вот единомыслия в Белом доме по этому поводу, кажется, нет. Вплоть до того, что, будучи на днях в регионе, госсекретарь США Кондолиза Райс настойчиво называла Махмуда Аббаса «президентом», а не «председателем автономии», как ранее Арафата, а Джордж Буш, выступая недавно перед журналистами, счел нормальным назвать его «премьер-министром».
Непосредственно перед встречей с Абу Мазеном Шарон провел переговоры с президентом Египта Хосни Мубараком. Оба лидера впервые пожали друг другу руки с момента избрания Шарона на пост премьер-министра в феврале 2001 года. Сам Мубарак собирается в ближайшее время посетить Израиль.
Иерусалим