Сын Маргарет Тэтчер заключил сделку с судом.
Фото Reuters
В саге семьи «железной леди» близка к счастливому разрешению одна из самых захватывающих глав. Сэру Марку Тэтчер, сыну бывшего премьера, обвиненному властями ЮАР в причастности к подготовке государственного переворота в Экваториальной Гвинее, удалось заключить сделку с судом. Смысл договоренности с судом в Кейптауне состоит в том, что Марк признает себя виновным и соглашается заплатить штраф в размере полумиллиона долларов. В обмен на это признание ему дают условный срок и позволяют покинуть ЮАР.
Судья приговорил Марка к четырем годам заключения с отсрочкой исполнения и предупредил, что если деньги в казну не будут внесены, то тогда ему придется сидеть пять лет. Однако можно не сомневаться, что нужная сумма будет найдена и enfant terrible, 51 года от роду, сможет вылететь в США, где проживает его жена. Куда менее безоблачна судьба остальных участников неудавшегося заговора. А среди них значатся помимо баронета Марка и ряд других представителей британской правящей элиты.
Плачевней всего, пожалуй, складываются дела у Саймона Манна, соседа Марка в Кейптауне, обучавшегося в британской частной школе Итон, там же, где обычно готовят к государственной деятельности многих членов королевской семьи и выходцев из других аристократических родов. Манн, однако, начал делать карьеру не на поприще политики, а на военной службе – в САС, английском спецназе. Распрощавшись с этим элитным подразделением, он отправился в Африку и превратился в профессионального наемника. Как полагают, этому офицеру принадлежала ключевая роль в осуществлении переворота в Экваториальной Гвинее. Заговорщики собирались свергнуть президента этой крохотной страны, где свирепствует малярия, Теодоро Обианга и поставить во главе ее своего человека.
Западная пресса характеризует Обианга как типичного царька, узурпировавшего власть. Но те, кто финансировал переворот, пеклись, естественно, не о восстановлении демократии, а о собственном кошельке. Дело в том, что Экваториальная Гвинея – нефтедобывающее государство. В случае успеха предприятия они рассчитывали на сказочные барыши. План состоял в том, что «Боинг» с несколькими десятками профессиональных наемников приземлится ночью в столице Экваториальной Гвинеи, с помощью одного министра, примкнувшего к заговору, захватит дворец и свергнет либо ликвидирует Обианга.
Но кто-то, очевидно, предал заговорщиков. Во всяком случае, им не удалось добраться до места назначения. Самолет с «дикими гусями» совершил посадку в Хараре, столице Зимбабве. Там отряд должен был погрузить на борт боеприпасы и оружие. Однако служба безопасности Зимбабве была начеку. Наемников арестовали. Если Экваториальной Гвинее удастся добиться экстрадиции Манна, то ему грозит высшая мера.
Сидя в одиночке, Манн попытался передать покровителям записку с просьбой о помощи. Разведка ЮАР перехватила послание. Из него-то и стало видно, что Марк Тэтчер, многие годы живший в ЮАР, связан с заговорщиками. Выяснилось, что он оплатил аренду вертолета, который должен был доставить участников операции к дворцу президента.
На суде в Кейптауне адвокат баронета указал, что его подзащитный не ведал о перевороте, а думал, что вертолет будет использоваться медиками. Вряд ли эту версию суд принял всерьез, но сделка состоялась. Телекомпания «Скай» сообщает, что Маргарет Тэтчер незадолго до Нового года побывала в ЮАР и помогла уладить дело. Сообщают, что она испытывает «облегчение», узнав о приговоре. Экс-премьер, думается, также вправе рассчитывать на то, что сын, вокруг которого не раз бушевали скандалы еще в те годы, когда она была хозяйкой дома на Даунинг-стрит, больше никогда не будет участвовать в авантюрах.